Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Древние части великой церкви

Шероцкий К.В.

На северной наружной стене древними являются только части, находящиеся под северо-западным угловым куполом, т.е. пространство от 3-го до 7-го пилястра (начиная с запада); это северная стена Предтеченской церкви, вошедшей в XVII в. в общую массу храма. На её стене между пилястрами сохранились древние щелевидные окна в два света, в пилястрах следы загибов для арок и выемок, на которые они опирались, внизу декоративная ниша, имеющая форму двери; вдоль стены видно углубление от трещины, образовавшейся здесь от землятресения в 1230 г. Купол над этой частью храма древний. Выше окон он как будто суживается и затем идет вверх – место сужения это след древнего перекрытия, выше идет новая надстройка; в барабане шиферный карниз и зубчатая арочка над окнами. Своды церковки тоже древние; апсиды её выходят в придел св.Стефана, выступая незначительными закруглениями и декорированы полуколонками, между коими имеются следы древних узких окон. От северной стены главного храма Предтеченскую церковь отделяет узкий проход; в XVII в. этот храм был разбит на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам великой церкви; в верхней части апсид (на хорах) пробита дверь. По своим размерам и ясной простой конструкции церковь Предтечи должна быть отнесена к типу «божниц», она имела наз[с.270]начение усыпальницы либо крещальни (Предтеча – Креститель).

План Великой Печерской церкви

План Великой Печерской церкви [с. 268]

Черное обозначает первоначальную постройку; остальное – реставрации.

Из древних частей самой великой церкви наружу выступают только алтарные апсиды; они сохранились целиком кроме южной, которая была переделана в литовское время, вероятно князем Симеоном Олельковичем (кирпич её с желобками продолговатый). В средней апсиде заметно углубление – тоже след трещины от землетрясений 1230 г. или 1662 г. (Гербиний); боковые апсиды первоначально были несколько ниже, а теперь надстроены до высоты средней апсиды; под крышей северной апсиды сохранился след древней конхи, над которой заметна также зубчатая арка, что над окнами купола; апсиды украшены теперь богатыми карнизами, лепными орнаментальными фризами и сплошь залеплены узорами. Карниз в виде полки с двумя рядами квадратов и узкою полоскою в виде капель, и линии меандра под карнизом восстановлены по древним частям, сохранившимся здесь же : главная апсида в древности имела рельефные изображения богородицы и стоящих по её сторонам архангелов : части этих рельефов хранятся в лаврской ризнице; ныне на алтарной стене от древности уцелел (под стеклом) крестик с буквами ИС. ХС. НИ. КА.

Остальные части храма, выступающие наружу (кроме 3-х средних апсид) и их украшения, сделаны в XVII в. в эпоху господства барокко; в верху древние – средняя глава и купол над Предтеченским приделом; купольные окна украшены зубчатыми арочками (по этому образцу декорированы и остальные купола, воздвигнутые в конце XVII в.). Первоначально лаврская церковь над серединой архитектурного креста имела один полусферический купол, к которому поднимались посводные трехлопастые перекрытия, как в Овруче и в позднейших Новгородских храмах. Такую форму фасадам частью придавали тройные окна (окно и теперь еще сохранилось со стороны Предтеченской церкви, где ле[с.271]стница с хор на крышу).

Предтеченский храмик, стоявший отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы, как это показано на древнейшем изображении лавры у Кальнофойского и в книге бесед Иоанна Златоустаго (Киев) 1623 г., где оба храма уже соединены и где над алтарем великой церкви показан небольшой купол, вероятно воздвигнутый в литовскую эпоху. Эти 3 купола видел и Павел Алеппский. На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько каплиц, пристроенных в XIII – XVI в. : перед церковью Предтечи была каплица Ельцов, к фамилии которых принадлежал и основатель церкви, преп.Антоний; за Предтеченской церковью каплица 3-х святителей, за нею ближе к алтарю часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу часовня кн.Корецких (во имя арх.Стефана).

Такие часовни в эту пору известны на западе вокруг готических храмов, от которых кое-что было заимствовано и в тогдашних формах великой Печерской церкви, а именно над посводными перекрытиями были устроены остроугольные и ступенчатые фронтоны. Такою лаврская церковь выглядит на рисунке в книжке Гербиния и др. Главки на южном и восточном фронтонах, изображенные там, были устроены П.Могилой. Могила пристроил на южной стороне еще 2 часовенки для симметрии с северной стороны и поставил новые 4 купола (над главных входом, один в северо-восточном углу и два на южной стороне). В этом виде церковь изображена в «Панагиарионе» 1655 г. и в Акафистах 1677 г.

В к.ХVII в. боковые часовни были объединены во едино и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав севернаго придела, посвященнаго Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с 4-мя входными дверьми, и на краях её помещены барочные фронтоны (изображенные в «Евхологионе» 1708 г.). Купола и крыши, судя по наместной ико[с.272]не в Антониево-Феодосиевском приделе Софийскаго собора, были выкрашены в красный цвет и позолочены; такая окраска была обычной для сооружений старого Киева; нынешние зеленые крыши являются плодом великорусского влияния. В 1718 г. после пожара лавры средняя часть западной паперти была поднята до высоты стен и в этом виде существует до ныне.