Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Памятник Константина Острожскаго

Шероцкий К.В.

Этот киот прикрывает нишу в стене, в которой находится надгробный памятник Константина Острожского, замечательнаго защитника южнорусскаго православия и народности (1579 г.). Будучи киевским воеводой, он поднял и самую лавру из руин после татарскаго опустошения 1482 года; об иконостасе Константина Острожского уже упоминалось. Надгробие его представляет собою редкое произведение ренессанса на Украйне. Изображена фигура князя, лежащего во сне на крышке гроба в жепезных доспехах с закинутой за голову рукой и согнутыми в коленах ногами – худая с трагическим выражением смерти; на голове его корона, на шее цепь. Над этой фигурой выведена арка, поддерживаемая двумя колоннами, стоящими на фигурах львов, а сверху спускается занавес, который приподымают два амура, чтобы взглянуть на умершаго. Фигура князя положена так, что напоминает позднеготических рыцарей и королей в немецких соборах.

Обычай помещать портреты на могилах удержался там еще от античной древности, перешедшей в средние века, но первый, кто создал тип надгробия с лежащей на ложе фигурой, над которой ангелы приподымают занавес, был венецианец Арнольди ди Камбио (XIV в.), так что оттуда идет и тип памятника Острожского; однако здесь ангелы идут уже к категории так называемых «путтов» (впервые у Донателло) – декоративных детских фигурок (отсюда они идут в украинскую барочную резьбу, равно как надгробный портрет переходит в живопись и становится господствующим типом портрета), получивших популярность в работах Лукки делля Роббиа и др.; в руках они имеют свитки, ибо ангелы смотрят за жизнью человека и записывают его дела; львы под гробницей служат как бы для охраны её, что тоже известно в средних веках, в классическом мире (Галикарнасский мовзолей) и даже раньше (фригийские гробницы) пам. [с.280] хетов.

Материал памятника – стукк, в XVI в. употреблявшийся в Италии, на основании чего автором памятника можно считать какого-либо итальянскаго художника из числа тех, которые в XVI в. работали во Львове, на Волыни и, вероятно, в Киеве (ср. Себастиано Брачи). Верхняя часть этого памятника в XVIII в. реставрирована (арматура и колонны).