Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Бывшия украшения церкви

Шероцкий К.В.

Печерский «Патерик», летописи, «Синопсис» и путешественники описывают мозаики этой церкви из позлащенных камней, фрески и мраморные облицовки стен и пола. От последних уцелели две мраморные колонны и антаблементы в ближних пещерах. Что же касается росписи, то ни древнейших росписей, ни позднейших не осталось. Первоначально церковь была «мусиею (мозаикою) сложена не токмо по стенам, но и по земле»; авторами росписи были греки, и среди них русский мастер Алимпий, житие которого в Патерике дает возможность уразуметь содержание росписи : Алимпий видел, как чудесно изобразился лик богородицы на образе и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» (это изображение в куполе и дало повод к назвинию храма небеси подобным) и к изображениям святых, имена коих можно восстановить по наименованию мощей, положенных под стенами храма, где же (святые) и сами написаны суть над мощами по стенам (Артемий, Полиевкт, Леонтий, Арефа, Иаков, Феодор и др.); мощи эти были привезены из Влахерн. Впоследствии печерская роспись в точности была воспроизведена в Успенской церкви в Ростове.

Павел Алеппский, видевший мозаики великой церкви в XVII в., указывает в алтаре изображение богородицы подобное киево-софийскому, под нею изображение Христа, окруженнаго апостолами (евхаристия), а на западной стене церкви Павел Алеппский видел изображение Успения (как в Дафни); в алтаре мозаичный пол и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры. Эта кафедра, вероятно, была похожа на киево-софийскую; в лаврской ризнице имеются её куски из шифера с мозаичными украшениями в узорных [с.275] выемках. О том же сообщает Гизель в «Синопсисе». После Петра Могилы мозаики были сбиты и заменены росписью, несколько раз возобновлявшеюся; идет спор – вести ли последнюю роспись от литовской и могилянской эпохи или от возобновления лавры после пожара 1718 г.; видно, что большой надобности в переделке росписи после 1718 г. не было, так как гетман Скоропадский всеми силами тормозил её возобновление; даже присланный из Москвы реставратор Васильев, по приказанию гетмана, удалился из Киева; все же обновление было сделано в 1729 г., и роспись, может быть восходившая в некоторых своих частях к литовской эпохе, необходимо должна была потерпеть изменения, что видно было из существовавших до 1793 г. портретов литовско-русских князей. Они были написаны в алтаре среди благодетелей лавры.

Из сохранившегося в лаврской библиотеке проекта новой росписи с перечислением композиций, которые предполагалось в 1729 г. поместить на стенах храма, видно, что в росписи было отражено все богословие, начиная с догматов церковных и библейских событий и кончая изображениями служб, блаженств, таинств, молитв. Собственно в каждом из многочисленных приделов лавры роспись придерживалась общего расположения, указанного преданием, но с видоизменениями XVII – XVIII вв., так что в целом мы имеет необыкновенно сложную систему, которую можно разбить на ряд мелких стенописных систем. В главном куполе предполагалось изображение св.Троицы среди ангелов, в барабане апостолов на камнях веры, в парусах евангелистов, в алтаре портретов храмоздателей и ктиторов, святителей, тайной вечери, 7 даров св.духа и 7 таинств, евхаристических символов; в жертвеннике были помещены 12 страстей с их прообразами (Каин и Авель, жертва Авраама, страждущий Иосиф, Иона, агнец, ведомый на заклание, медный змий); в средней части храма – вселенские соборы, виды [с.276] Афона, св.земли, Киева, Синая.

В приделе архангела Михаила в своде – слава Саваофу, в алтаре – явления ангелов (масса композиций), отче наш, блаженства, «Словеса яже на кресте», 7 добродетелей, 9 степеней клиричества, 7 образов покаяния, врата Рувимовы, Иудины и Левиины. Удивительно, что везде, несмотря на изданные в 1722 г. запрещения изображать символические картины в иконописи, здесь таковые изобилуют. За престолом среди других сюжетов был изображен Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника – агнец, пеликан, – все в духе тогдашней украинской иконописи, часто искавшей вдохновения в сюжетах древне-христианскаго искусства.

Авторы этой стенописи, из коих известен С.Каменский, высказали большую ученость – большое знание св.Писания и богословия. В 1772 г. роспись была переделана. Портреты в алтаре были записаны и вновь помещены под хорами, были перемещены некоторые группы святых, а все остальное подписано. Реставрация эта производилась Захаром Голубовским, который с 1763 г. звведывал иконописной лаврской школой; тогда же работал, кажется, и итальянец Фридеричи. Эти работы возобновлял опять в 1843 г. академик Солнцев. В 1893 г. они были уничтожены художником Верещагиным и заменены новомодной бесцветной и бессодержательной росписью, не гармонирующею ни с блеском старого лаврского иконостаса, ни с духом истории и посетителей лавры. От нескольких сот фигур и композиций старой лаврской росписи в приделе св.Стефана уцелела часть притчи о богатом и Лазаре и в духе тех композиций, которые встречаются в лаврской библиотеке среди ученических «кунштов», и изображение скинии, грубо подновленное в XIX веке.