Усыпальницы
Шероцкий К.В.
Интересно, что Ласотта в XVI в. и П. Алеппский в XVII в. видели в лавре и другия подобные надгробия (мраморные, а может быть и живописные) с многочисленными фигурами людей, коней, битв, возов, пушек изящной работы. Древний притвор, в котором находится гробница Константина Острожского, вообще служил местом усыпальницы. Здесь, начиная с св.Феодосия, погребались древние князья, представители литовских фамилий и многие мужи, славные своими религиозными и национальными подвигами (Могила, Гизель, Плетенецкий, Берында…).
В старину их гробницы, имевшия сверху надгробия с эпитафиями (приведены в Тератургеме), были прикрыты покровами с вышитыми на них портретами умерших и в дни поминовений вокруг этих покровов будто вокруг плащаницы ставали священнослужители, творя поминальный обряд с местным обычаем возношения хлеба и др., да и самые похороны совершались при соблюдении особых церемоний : несли за гробом портрет умершаго, который поставляли потом в храме в виде хоругви; вокруг гроба при отпевании расставляли статуи, изображавшие грехи и добродетели, сопровождающие жизнь человека, произносили печальные слова, корпорации, к которым умерший принадлежал, отдавали ему честь.
Вообще киевский обряд сильно отличался от теперешнего исправленнаго по московскому образцу. Лавра же имела и имеет еще свои отличия, выражающияся в особой торжественности, в особом пении, в особом способе [с.281] призывания к богослужению (билом). Наиболее торжественные службы бывают в день св.Антония и Феодосия (служба им составлена св.Димитрием Ростовским), в день св.Владимира, св.Михаила, митрополита киевскаго, и на собор печерских святых, особенно же в праздник Успения, когда совершаются ночные службы с крестным ходом. В дни празднеств вместо задостойника в Лавре поют девятую песнь канона; в похвальную субботу совершается особый акафист богородице; в великий пост ежедневно совершается преждеосвященная литургия, кроме суббот и воскресений; на светлой седмице на великом входе несут плащаницу и т.п.; к лаврским особенностям можно отнести обычай в известные дни употреблять и известного цвета облачения : в господские праздники – алые, в богородичные и ангельские – белые, в апостольские – желтого цвета, в святительские – голубого, в мученические – красного, в дни преподобных – зеленого.
Траурным цветом, как и везде на Украйне, считается черный; в пост употребляются зеленые свечи, о чем сообщал еще П.Алеппский, и страстные образа. Пение лаврское необыкновенное; неслыханные интервалы нагромождены здесь, выделяются печальные и оригинальные модуляции, но гармония несколько грубая, так как средний голос оглушает; все же чувствуется в этом пении мощь, экстаз, шум стихии; лавра хранит свое древнее пение, как неоценимое сокровище; в старину это пение было распространено по всей Украйне, при чем соединялось с игрой на органе (Павел Алеппский). Орган имелся и на хорах великой лаврской церкви.
В северном приделе великой церкви, посвященном Стефану (здесь хранится палец св.Стефана), уцелели части старой росписи; у алтаря Предтеченской церкви находится спуск в подземелье, где были похоронены знаменитые деятели и где ныне почивает митрополит Тобольский, Павел Конюшкевич; над входом в [с.282] склеп помещается надгробие графа Ивана Гудовича. В южном приделе, посвящснном Ив.Богослову, имеющем прекрасный прорезной иконостас с изображениям жития св.Иоанна, помещается гробница П.Румянцева-Задунайскаго, на которую указывает его мраморный рельефный бюст. У северных ворот Богословскаго иконостаса находится так называемая Игоревская икона, перед которой будто бы был замучен в 1147 г. св.князь Игорь Ольгович; она покрыта новой ризой и переписана. В особом киоте частицы мощей, числом до 80. В западной стене этого придела вход в лаврскую ризницу, которая в древности хранилась на хорах, где лежали также свитки с планами храма, чудесно доставленными из Влахерн для постройки великой церкви («блюдоми на память таковому чудеси»); по этим планам строили Успенский храм в Ростове и в Суздале.