Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Завтрак на Би-би-си, или Как работает антисоветская кухня

А.Кривопалов

[Від такого ж чую]

Лондон. (Соб.корр.«Известий»). По утрам, только что пробудившись, англичане получают первую дозу новостей. Один за другим следуют бюллетени, подготовленные сотрудниками программы Би-би-си «Брекфест тайм» («Время завтрака»).

К сожалению, этот самый «Брекфест тайм» не избежал блюд, заправленных политическим ядом по давним рецептам антисоветской кухни. Приведу только один образец того, что утренняя программа Би-би-си передавала на днях в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

В телестудии, где не раз уже предоставляли слово недобросовестным комментаторам, нагнетавшим страсти в связи с этой бедой, появился бойкий господин. Его представили как руководителя туристического издания «Трэвел трейд газетт». Этот рекламный агент категорично призвал британцев больше не ездить в СССР. Вот так! Единым махом мистер, чью фамилию я не расслышал, попытался шумно захлопнуть с английской стороны дверь в наш общий европейский дом.

Карикатурный, наглый, глупый демарш, который наверняка по достоинству оценили разумные англичане. Можно было бы о нем, наверное, и не говорить. Однако такое проявление агрессивности и недобрососедского мышления демонстрируют и другие люди в Британии, которые занимают куда более ответственные посты.

Началась эта массированная операция с того, что английские власти затребовали возвращения на родину своих студентов, которые проходили языковую практику в Киеве и Минске. После выступления громовержца по телеэфиру, который от имени «Трэвел трейд газетт» призвал к «туристской изоляции» Советского Союза, я побывал в конторе компании «Прогрессив турс». Именно она и организовала поездку на летние курсы в столицу Украины 84 студентов.

У г-на Л.Темпла, административного директора этого туристического агентства, которому я рассказал о заявлениях, прозвучавших в программе «Брекфест тайм» (он эту передачу, оказывается, не слышал), мое сообщение вызвало ироническую улыбку.

– Чего только не придумают, – усмехнулся он. – Должен вам сказать, что большинство молодых людей хотят, не откладывая, опять поехать в СССР. По этому поводу мы уже ведем соответствующие переговоры. Я уже подготовил текст письма этим студентам в ответ на полученные от них запросы.

Я разговаривал с теми, кто находился в лондонском аэропорту Хитроу, когда студенты из Киева и Минска прилетели домой. Чиновники и медики из английского радиологического центра продержали их там свыше четырех часов. Но осмотр якобы «пострадавших» молодых англичан был сугубо поверхностным. Специально оборудованный фургон с аппаратурой вообще не использовали. Вся эта операция была явно устроена для газетчиков, теле- и радиокорреспондентов. Те, кто официально встречал этих ребят, знали, что они в нормальном состоянии и ничто не угрожало их здоровью. Однако надо было, подчеркиваю, разыгрывать комедию. Это и было сделано.

Для вида изучили одежду прибывших. Парню, поинтересовавшемуся, не нужно ли ему расстаться со штиблетами, включенными в разряд «зараженных» предметов, порекомендовали: «Потри сильнее подошвы об асфальт, и все».

Разговаривая с мистером Л.Темплом в «Прогрессив турс», я поинтересовался, что он лично думает о недобросовестной и недружелюбной кампании по поводу аварии на Чернобыльской АЭС, кампании, развязанной в стране, где на атомных станциях десятки раз раздавались сигналы тревоги и где количество ядерного оружия, как американского, так и своего собственного, приходящегося на каждый квадратный километр, наверное, является рекордным.

– Ясно, – сказал он, – что подобное происшествие могло произойти где угодно. Но эта авария заставляет думать о другом, о том, что не привело пока к катастрофе, но вызывает повсюду на земле страшную тревогу. Я имею в виду отрицательную реакцию Запада на предложения СССР прекратить все испытания ядерного оружия и ликвидировать его полностью еще до конца 20 столетия. Эта позиция представляет куда большую опасность, чем несчастный случай, произошедший на Чернобыльской АЭС. Вот о чем надо размышлять и поступать соответственно.

Что касается призывов мистера из туристического издания, решившего попотчевать английскую публику далеко не свежим угощением во время телезавтрака на Би-би-си, то вряд ли ему удастся добиться кем-то поставленной цели. В тот же самый день, когда он витийствовал в эфире, я проезжал мимо нашего консульства в Лондоне. У двери извивался длинный хвост посетителей. Они пришли сюда за визой для поездки в Советский Союз. Летний сезон начинается.

Известия, 1986 г., 13.05, № 133 (21575).