Город Харьков
Г.Ф.Квитка-Основьяненко
Губернский город Харьков, конечно, поселен в числе первых слобод украинских с 1646-го года. Старожилы рассказывали, что первые его поселенцы основали свое жительство из нескольких дворов над рекою Харьков, близ лугов и озер, при источнике, что ныне называется Белогородский колодезь. С умножением приходящих поселение простиралось вниз по реке правого берега и внутрь нынешнего города. Когда по горе и по низу, над озерами и болотами, что ныне Подол, около церкви св. Троицы, умножились жители, и крымские татары, видя твердое намерение новопоселившихся удержать край за собою, усилили свои набеги; то и жители, а может быть, уже тогда существовавшее начальство полковое приступили к построению «крепости», как тогда называли.
По запискам, Харьков как полковой город известен с 1653-го года. Крепость сия снабжена была, по возможности, пушками разных калибров из собственности полковника и старшин. Есть предание, что, приступая к построению города и в нем храма божия, харьковцы относились к духовному начальству, испрашивая молитв и благословения от черниговского архиерея, под ведением коего в отношении церковном они находились в прежних своих жилищах. По желанию их присланы были духовные чины со всей святынею для устроения в новоустроенных в сей стране церквах священнослужения и пожелавшие здесь поселиться священники и причет.
[Некоторые переселенцы, оставляя свои жилища целыми селениями и забирая все свое имущество, забирали и церкви со всею утварью и принадлежностью и даже колокола брали. Поселясь здесь, складывали привезенную церковь м заботились об освящении ее всегда от Духовного начальства в Малороссии.]
На благословение же новостроящегося города черниговский владыка прислал подлинную (так гласит предание) чудотворной иконы божьей матери Елецкой, и что будто по освящении города и церкви во имя успения божьей матери духовные чины, предложив вернуться восвояси со св. иконою, убоялись пронесшихся слухов о близости татар и, переодевшись, скрытным образом возвращались в дома, оставя св. икону в Харькове до спокойнейшего времени. Беспокойства от татар в окрестностях Харькова и во всех полках долго или всегда продолжались, а потому и неизвестно, возвращена ли св. икона в Чернигов, или она есть та самая, которая и поныне в харьковском Успенском соборе пребывая, чудодействует всем из жителей Харькова, с верою к ее заступлению прибегающим.
Сама река Харьков имела свое течение далее к югу; приток же от нынешней Рыбной улицы и до реки назывался Нетеча. Река Харьков по времени же переменила свое течение и начала протекать там, где была Нетеча, и от того-то одна и та же река в одном городе имеет два названия: Харьков и Нетеча. Река Харьков, вытекая из Белогородского уезда, при конце города вливается в реку Лопань и, соединяясь с рекою Уды, все три впадают в реку Донец. Лопань имеет свою вершину также в Белогородском уезде.
Город Харьков расположен на ровном месте на возвышенном косогоре при стечении сказанных рек: Харькова и Лопани. Географическая его широта: 49 градусов 59 минут и 43 секунды; долгота же, считая от меридиана чрез Ферро, 53 градуса и 15 минут. Он от запада и юга окружен был дикоросшими тогда вишневыми и черешневыми деревьями, также березовыми, осиновыми и другими луговыми деревьями.
За Нетечею, проехав мясные ряды, где ныне кузница, там был дом полковника Ивана Григорьевича Квитки и при нем большой сад, наполненный яблонными, грушевыми, черешневыми, вишневыми и другими плодовыми деревьями; также росли и плод давали волохские орехи; при доме была деревня, называемая Маньковская [Особо от близлежащего села Основы, которое принадлежало Харьковскому же полковнику Донцу, у коего по времени Квитка купил Основу.], из 80-ти душ состоявшая.
Во время бывшей два раза в Харькове чумы деревня сия вся вымерла; сад и все рощи, сады и все, что окружало город, вырублено жителями за невозможностью отлучаться от жительства для привоза дров. Оставалась еще одна березовая роща близ села Основы, где ныне сыпучие пески, но и та в один час жестокою бурею з 1789 году вовсе уничтожена. За рекою Лопанью поселение распространялось медленнее и позже: от того там уцелели сады, имеющиеся и ныне у многих обывателей, а особенно ближе к Холодной горе. Во время свирепствования чумы это было удалено от города, и жителям невозможно было туда отлучаться для рубки дров.
При открытии харьковского наместничества в 1780-м году в Харькове было каменных строений в так называемом городе, или крепости, обведенной двумя земляными, тогда уже обветшавшими ровами:
1. Соборная Успения божьей матери церковь с четырьмя приделами, к тому времени только отстроенная, и при ней колокольня гораздо прежней постройки.
2. В училищном монастыре, что ныне архиерейский дом, божьей матери с колокольнею; церковь сия была прежде приходскою, и когда выстроена неизвестно, но в 1727 году она из приходской обращена в монастырь, а при ней бывшая школа образована в училище;
3. Банковая контора с погребами, что ныне дом купца Сергея Карпова;
4. Гостиный двор (бывший в один этаж с деревиною крышею).
Вне крепости на так называемом Подоле церковь св. Троицы; потом налево от крепостных ворот, называемых тогда Протопопскими (Протопопская башня), где ныне сапожный ряд, каменная церковь св. Николая-чудотворца, воздвигнутая до открытия наместничества; деревянная же, бывшая прежде, конечно была виднее Соборной, потому что Петр I, проезжая через Харьков, пришед в церьковь сию, отслушал часы и, узнав, что она не Соборная, пошел к той и там уже слушал божественную службу.
Из строений были каменными: духовного коллегиума сиропитательный дом (бурса), дом протоиерея Шванского (что ныне наследников Валкиных), хлебный запасный магазин, для безопасности выстроенный подалее от городских строений, и кладбищная церковь жен-мироносиц. За Лопанью: церковь рождества христова и губернская аптека с лабораторией (дом Масловича). За Харьковом: над рекою почтовая контора; ныне на том месте выстроен дом Ольденборгера.
Прочие церкви [Церковь св. Димитрия, также деревянная, была кладбищная и в отдаленном расстоянии от города. Она окружена была садами] и дома во всем тогдашнем городе были деревянные. Дома обделаны были снаружи глиною с набивкою кирпичей и побеленные мелом. Оштукатуренных снаружи домов было очень мало. Церквей всех было 11, домов частных 1 532, жителей всех состояний обоего пола 10 743 души (5 338 муж. и 5 405 женск. пола). Проживавших временно: военных и гражданских чинов, российских и иностранных торговцев, учителей, учеников со служителями, мастеровых всех до 1000 человек. Усадьба города от так называемой Холодной горы до крайней улицы на восток простиралась на 1 700 трехаршинных саженей, а со сквера вниз до последних дворов и садов на левой стороне реки Харьков к югу на 1 100 таких же саженей.
Ныне публичные здания все каменные и изрядной архитектуры. Кроме поименованных каменных церквей при соборной церкви воздвигается колоссальная о пяти ярусах; высота ее с крестом будет 105 аршин; заложена в 1821 году; строится от добровольных приношений, церковных доходов и вспомоществованием из церковного капитала; доселе возведена до 65-ти аршин и уже освящена в ней теплая церковь богоявления господнего и при ней придел.
За Лопанью церкви: Благовещения богородицы и великомученика Димитрия; при церкви рождества Христова каменная колокольня с теплой церковью, и при церкви Благовещения колокольня с пристроивающимися приделами.
За Харьковом: церковь воскресения Христа; кладбищная Каплуновской иконы божьей матери с колокольнею; губернские присутственные места, университетские здания, огромный архиерейский дом отделывающийся; институт благородных девиц, гимназия, духовное уездное училище, почтовая контора, евангелическая и католическая церкви, дворянский дом с обширною залою, гостиный двор большею частиею о двух этажах, лавки на торговой площади, магистрат и полиция, тюремный замок; в Захарьковской части съезжий дом с каланчею. Вообще частных домов, каменных и деревянных, всего 3 195. По оценке, произведенной городским комитетом, все они оценены в 11 203 490 рублей. Благодетельное учреждение комитета для строения г. Харькова дало способы жителям строиться с выгодою, и в сем (1837) году начато несколько частных огромных домов.
Рассеянные в разных местах города каменные дома с крышами, выкрашенными зеленою краской, вместе с публичными зданиями и деревянными домами, крытыми дором и выкрашенными красной краской, по положению города и приятному испещрению его садами, составляют в летнее время издали редкую картину, особливо же с Холодной горы, по которой спускаются к заставе полтавская и екатеринославская дороги.
Примітки
… Харьков, конечно, поселен… с 1646-ого года. – Відомий історик Слобідської України Д. І. Багалій документально довів, що Харків виник на місці старовинного городища, а саме – на підвищеній частині, а не внизу, як зазначав Г. Ф. Квітка. Архівними матеріалами підтверджується дата будівництва перших міських укріплень – 1656 – 1659 рр. (Див.: Багалей Д. И. Основание города Харькова. – В кн.: Багалей Д. И. Очерки из русской истории, т. 2. Харьков, 1913, с. 31). Згідно з «Переписью жителей Харькова 1655 г. навколо фортеці, в горішній частині міста, проживало 537 осіб чоловічої статі (Дьяченко Н. Т. Улицы и площади Харькова. Из истории города. Харків, 1966, с. 19).
Есть предание… – Д. І. Багалій вважає переказ про заснування Харкова родинною легендою Квіток (Див.: Багалій Д. І. Очерки из русской истории, т. 2, с. 26 – 27).
Квітка Іван Григорович (пом. 1751) – полковник Ізюмського слобідського полку за часів цариці Єлизавети, дід Г. Ф. Квітки-Основ'яненка.