Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Время сооружения собора

Шероцкий К.В.

Из-под южных ворот направляемся к древнему храму св.Софии. Название этой киевской святыни связано с св. Софией Константинопольской (построенной императором Юстинианом в VI в.). Церквей этого имени на востоке было большое количество, на Руси тоже несколько – в Киеве, Новгороде, Полоцке. Киевская София из русских самая древняя : Иакимовская летопись сообщает, что еще св.Ольга построила в Киеве храм и монастырь св.Софии, при чем древние святцы в списке 1307 г. свидетельствуют, что это случилось еще до путешествия Ольги в Царьград. Оба свидетельства совпадают с таким же известием католического епископа Дитмара Мерзебургского XI в. Софийский монастырь существовал вероятно до 1017 г., т.е. до большого киевского пожара, уничтожившего 600 церквей [у Тітмара такого нема, тільки про пожежу Софійського монастиря є], и первоначально находился к северо-западу от нынешней Софии в пределах крепостных сооружений, воздвигнутых св.Владимиром. На месте же нынешней Софии было открытое поле, на котором происходили битвы с половцами [власне – печенігами]. В память одной такой удачной стычки с хищниками, как говорят, и был заложен Ярославом Мудрым нынешний Софийский собор. Есть, однако, основание думать вместе с Дитмаром и другими, что и эта св.София заложена не Ярославом, а, по крайней мере, св.Владимиром, ибо митрополит Илларион в своей речи, обращаясь к праху Владимира, говорит, что Ярослав, как Соломон сын Давида, «недоконченное своим отцом окончил, создав [с.29] великолепный храм Премудрости Божией» – очевидно Ярослав воспользовался (Айналов) услугами призванных Владимиром греческих мастеров, так как летопись о призыве их при Ярославе не говорит. Освящение и, во всяком случае закладку, св.Софии должно относить приблизительно к 1017 году (обычно годом основания св.Софии считают 1037 год). Современники уподобили ее храму Соломона, и, действительно, очень сложный план и многокупольная система храма должны были удивить Русь и иностранцев – особенно западных, – знавших только несложные базилики, которые не могли сравниться с купольными сооружениями византийской архитектуры, отличавшейся техническими трудностями и величественностью.