История собора
Шероцкий К.В.
Рассказы о разрушениях св.Софии татарами в 1240 году должны быть подвергнуты сомнению. Киев не был разрушен, наоборот, – при татарах в нем продолжало существовать особое киевское княжество, и в самой Софии совершались хиротонии епископов. Но так как митрополиты предпочитали жить во Владимире и Москве, ибо власть там была более сильной, то св.София разрушалась благодаря нерадению своих владык. Когда в 1362 году Киев отошел к Литве, великий князь Витовт говорил об этом на соборе южнорусских епископов, сравнивая в своей речи св.Софию с вдовой, лишенной красоты митрополитами, которые, «пришедши из Москвы о сем только пекутся еже обретше, что красно в св.Софии, себе взяти». Учреждение новой киевской митрополии раздельной от Московской не улучшило положения, так как князья жили в Вильне и новые митрополиты предпочитали иметь свою резиденцию там же.
Дело кончилось тем, что св. София, благодаря «плохому присмотру и равнодушию господ греческой веры» (Лясота), стала приходить к разрушению, чему еще способствовали два опустошения Киева крымскими ханами Эдигеем в 1416 г. и Менгли Гиреем в 1482 г. Как из[с.33]вестно, это равнодушие в XVI в. вызвало среди южнорусского православного населения протестантское движение и потребность обновления церкви при посредстве унии с Римом. Началась борьба приверженцев старой веры с новыми течениями, и София переходила от одних рук в другие. Драгоценности собора были расхищены, дорогие материалы его («каменье тесаное на столбах и сводах») продавались частным лицам и переносились в другие храмы православные и католические. В это время (в 1625 г.) упала западная стена собора, о чем узнаем из сказания о служении литургии в опустевшей св.Софии ангелами (Тератургема 1638 г.).
Митрополит киевский П.Могила (1632-1647 гг.), наконец, восстановил в св.Софии богослужение и положил начало обновлению собора (Сльозка в «Триоди» 1642 г.), устроив 4 малых апсиды в наружных притворах с новыми престолами. Восстановление Софийского собора продолжалось потом при митрополите Сильвестре Коссове, но в эпоху «Руины», когда Украйна была повержена в страшные междоусобия, вызванные присоединением к Москве (после смерти Богдана Хмельницкаго), оно прекратилось, и только митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский, подчинившийся после упорного сопротивления киевского духовенства московскому патриарху, снова принялся за обновление Софии, употребив для этого материалы двух древних храмов – свв. Екатерины и Василия. Наконец, при митрополите Варлааме Ясинском (1690-1697 гг.) Софийский храм был окончательно обновлен щедротами Мазепы. При нем Софийский собор получил теперешний свой вид.