Саркофаг Ярослава
Шероцкий К.В.
В соседнем приделе находится в алтаре древняя гробница, известная под [с.60] именем гробницы Ярослава, хотя на это нет никаких доказательств. Гробница Ярослава раньше стояла налево от западнаго входа в храм и в алтарь св.Владимира перенесена митрополитом князем Гедеоном Четвертинским в XVII веке, где издревле существовала уже готовая ниша, вероятно, тоже служившая для погребения по образцу древне-христианских аркасолий. Подобные ниши в древнерусских храмах были обычны; в них, кроме гробницы, помещался портрет умершаго (ср. церковь Нередицы в Новгороде). Гробница Ярослава является необыкновенно ценным и редким памятником художественной резьбы по мрамору, не порвавшей еще связей с классической пластикой.
Обычай украшать гробницы широко применялся до IV в., когда наступил упадок в художественном исполнении пластических форм, вследствие чего сложные сцены заменились простыми изображениями несложных христианских символов, как и на саркофаге Ярослава. Форма гробницы Ярослава продолжает греческую традицию : саркофаги в Греции подражали домам и имели рельефные украшения с 4-х сторон, хотя и не особенно обильные; наоборот, римские саркофаги украшались скульптурой только на передней стороне и боках, но в большом обилии в 2 яруса; они стояли прислоненные к стене. Гробница Ярослава имеет двускатную остроконечную (как на царьградских саркофагах) крышу (она в виде пережитка сохранилась на современных гуцульских «скрынях» и в старообрядческих голбцах) с высеченными по углам выступами (акротерии дома или гробниц, как в Александрии), в которых в античном искусстве ставились апотропеи – маски; здесь такими апотропеями являются кресты; крышка сплошь покрыта крестами с греческими буквами (Иисус Христос побеждает; свет Христов просвещает всех), звездами в кругах, рыбами (Греческое название рыбы состоит из начальных букв следующих слов : Иисус Христом сын божий.
Это [с.62] символ древнехристианский, равно как и птица – образ души), птицами у гнезд с птенчиками по сторонам растений, как в сирийских и греческих рукописях, растениями и четвероугольными углублениями; последние долгое время считались предназначенными для земли или елея в знак предания тела земле, или просто – «бассейнами», из коих души христианские (птицы) пьют воду спасения, однако проф. Айналов предложил новое толкование, основанное на свидетельстве Иоанна Мниха о гробнице Ольги, по которому через оконце вверху гроба можно было видеть тело блаженной Ольги. В Великороссии у старообрядцев и теперь прорубают окошка в гробницах. Значение других украшений тоже утерялось для нас и сделалось непонятным, но в XI веке они имели свой смысл, особенно в Сирии, откуда, вероятно, надо вести Ярославову гробницу; в виноградных разводах отразилась вся прелесть античнаго искусства греков, пользовавшагося этим мотивом для изображения загробной жизни и передавших его стелам и гробницам коптским, сирийским, палестинским, херсонесским; тоже и с мотивом кипариса, венками и разными растениями, которые в погребальном культе были свойственны Греции и всему востоку.
Оттуда идут имеющиеся на гробнице Ярослава кресты на аканфовых, пальмовых и плющевых листьях, от которых тянутся изгибающияся ветви, прикасаясь к концу розетки или вплетаясь в монограмматический крест, напоминающий древнехристианские «хризмы». В эпоху XI века хризмы были почти живы; похожие на них фигуры видим и в росписи Софийского собора и в одновременных рельефных украшениях внутренних балюстрад венецианскаго собора св.Марка и малоазийских храмов, что проливает свет на связь Киева с востоком и антиком. Резьба саркофага Ярослава плоская, ниже той, которая известна по памятникам Десятинной церкви, но выполнена со вкусом, чем выгодно отличается от современных западных саркофагав. Материал саркофага – [с.63] проконесский мрамор.
Задняя поверхность саркофага тоже приготовлена для резьбы; она имеет уже углубленные контуры, но неоконченные, вероятно, потому, что саркофаг экстренно потребовался для погребения. А что такие саркофаги приготовлялись к моменту погребения умершаго, это видно из свидетельств жития Бориса и Глеба, откуда узнаем также, что обычай применять саркофаги в древней Руси был весьма употребителен, что, впрочем, известно и из других киевских памятников этого рода в Десятинной церкви, в церкви Кирилловской и Михайловской, на Аскольдовой могиле, в Выдубицкой церкви, в Вышгороде (в Чернигове и в Переяславе тоже найдены саркофаги) и в Софийском соборе, где в том же приделе хранится другая мраморная гробница ХІ в., тоже украшенная розетками, растениями и крестами, но без крышки; думают, что это гроб св.митрополита Макария, но гроб св.Макария был деревянный, он хранится в приделе 12 апостолов.
Влево от нефа с древними гробницами, имеющего, как и придел св.Михаила, те же внутренния стены с окнами и выходами в древние наружные галереи, находятся обращенные ныне в складочное место приделы Иоанна Предтечи и Сретения господня. Здесь тоже открыты древние фрески, по которым видно, насколько испорчена роспись средней части. Фрески эти стоят очень близко к мозаикам церкви св.Луки в Фокиде, а вместе с тем и к некоторым мозаикам самой Софии (севастийский мученики и святители) и фрескам жертвенника. Оне выдаются изумительным мастерством и красотой – особенно же изображения св.Адриана и Наталии. Это лучшие произведения зрелой эпохи византийской живописи. Широкие пропорции их и мощные торсы, круглыя восточные линии лица, темные и густые не разведенные краски, изысканность письма выделяются среди остальных фресок собора и свидетельствуют о том, что роспись собора производилась представителями [с.64] нескольких художественных школ, давших, как это было видно, не один пошиб и в мозаиках. По фигурам двух святых под изображениями фигур св.Адриана и Наталии – можно видеть. как делались первичные наброски фресок и как они расцвечивались.
В Сретенском приделе заслуживает также внимания иконостас к. XVII в., изображающий одну сплошную композицию древа Иессея или родословнаго древа Христа : из чрева праотца Иессея выростает лоза, на ветвях которой восседают другие предки спасителя. Композиция эта, как было уже сказано, является обычной в украинском искусстве. За престолом этого придела установлен средний ярус главнаго иконостаса (живопись его веет фламандским духом).
Наличность нескольких пошибов или художественных манер в киево-софийской росписи подтверждается нетронутыми фресками крещальни собора, под которую в XII в. отведена часть западнаго портика у северной стены юго-западной башни. Одни из фресок крещальни, находившиеся на внешних частях бывшего наружного поперечного нефа, относятся к XI веку (на восточной стене и южной); следы их уходят под кладку позднейшей апсидки : на восточной стене изображены святители, на южной – 40 севастийских мучеников, потопляемых в озере; краски этих композиций тусклыя. Другия фрески на пристроенных в XII веке частях (тимпан заложенной арки и апсида), изображающия сцену крещения (указывает на назначение этого помещения) и фигуру святого (любопытны своими белыми контурами – впоследствии черта живописи раннего возрождения) – относятся ко времени самой пристройки.
В крещении интересно отметить восточный тип Христа, ангелов с платами, готовых воспринять Христа из купели и небольшой белый крестик на берегу реки в воде; в объяснении этой детали должно исходить из изучения памятников Палестины и востока, где впервые появилась иконография евангельских событий (крест на берегу [с.65] Иордана – реальная подробность; в XII в крест на месте крещения господня видел паломник Даниил), откуда шли художественные силы в Византию, Херсонес (в Крым) и на Русь, начиная с очень раннего времени. Стиль фресок (XII в.) в крещальне указывает на отмеченные уже в мозаиках и в архитектуре св.Софии восточные (армянские) влияния, отразившияся одновременно и в Киеве и в Новгороде (южная стена Нередицы), в Византии и в Сицилии (Марторана) и др.
В крещальне собора собраны куски мраморов, найденных в разное время в Софийском соборе. Проф. Айналов, обследовавший эти обломки, пришел к выводу, что одни из них являются остатком древней алтарной преграды (пилястры, антаблементы, дверные входы, капители тонкой техники), а другие – западнаго портика (большие и малые блоки, база, колонна, совпадающая с высотой портика). Некоторые части, может быть, принадлежали мраморному киворию. Резьба, однако, ремесленной техники X – XI века византийскаго стиля; мотивы её – кресты и листья; самый мрамор с голубыми жилками – привозной из Проконеса.