Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Инкрустации

Шероцкий К.В.

Применение мозаики не ограничивалось одними только стенами и арками, оно простиралось по византийскому обычаю, унаследованному от классической древности, на полы церкви и на цоколи стен, [с.47] которые были покрыты в св.Софии каменными инкрустациями, описанными еще в XVI в. разными путешественниками (Верещинский, Гейденштейн, П.Алеппский). Из всего богатства инкрустаций, облицовок и мозаичных полов теперь сохранились незначительные остатки на нижних частях главной апсиды в виде длинных полос шашечнаго рисунка, набраннаго из разноцветных треугольников и квадратов; в левом конце выложен такою же инкрустацией крест с двумя свечами внутри арочки, что приводит на память ранние равеннские, болгарские и римские памятники.

Форма креста воспроизводит тип, идущий от времен Константина Великого. Там же в алтаре сохранилось митрополичье седалище, состоящее из 3-х мраморных белых плит; одна из них образует спинку, а две другие выступают вперед наподобие перил и тоже инкрустрированы вглубь разноцветными камешками. Полукруглый верх спинки потерял свои украшения, но поле её сохранило завитки красиваго голубого и серебряннаго цвета; вставленные внутрь завитков круги выдернуты. Белый тон мрамора ныне закрашен красной краской, вследствие чего некогорые считают это кресло шиферным. По бокам седалища вдоль стен устроены скамьи, за коими стена убрана упомянутыми инкрустациями. Подобные облицовочные украшения были известны и в Византии, но в Киеве оне имеют ту особенность, несвойственную современным византийским храмам, что расположены на очень низком уровне от пола; сдедовательно, облицовки здесь не были столь широко применены, как в монастыре в Дафни, в Венеции (там мозаики занимали своды, арки, люнеты, а стены были покрыты облицовками) и др., – т.е. в св.Софии господствует не полилития (многокаменье), а роспись, поэтому декорация св.Софии является древнейшим образцом той системы византийских церковных росписей, в которой главное место отводится живописи, эта особенность главным образом свойственна храмам Италии и востока.