Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Материал и план собора

Шероцкий К.В.

План Софийского собора

План Софийского собора [с. 29]

Весь храм был сооружен из обычного в XI – XII в. материала, известного уже нам по Золотым воротам и Ирининскому памятнику. Стены его своими неровностями дают впечатление монументальности, чего нет в архитектуре из тесаных камней. Исследование кладок и плана указывает, что главная масса храма построена в XI в., но не в один прием. Надо полагать, что из 9 нынешних нефов или продолговатых коридоров (кораблей), идущих вдоль здания, первоначально были построены только средних 7, а из 6 поперечных нефов только 5 восточных. В таком виде первоначальный храм приближался почти к правильному квадрату. В этом можно убедиться из того, что стены между 2 и 3, 7 и 8 нефами представляют сплошные поверхности и имеют оконные отверстия и проходы (в крайние нефы); Наружные боковые нефы и крайний поперечный нарфик, вероятно, пристроены позже на месте шедших здесь романских полуарок (контрфорсов), подпиравших первоначальные стены, но – в том же XI в., так как кладка всей восточной части собора, южной и северной стены, и отчасти западной – XI в.

Четырех малых алтарей в крайних нефах тогда еще не было, и храм, находясь как бы в футляре, имел рядом с пятью первоначальными апсидами боковые заплечья в виде двойных галерей, из коих крайние имели на верху вид балкона, как на фасаде венецианского собора, или же были перекрыты стропилами по образцу базилик (см. рис. 1651 г.); на западе к ним примыкали две круглые башни, вошедшия позже в общую массу храма, получив с внешней стороны прямоугольные стены. Из них северо-западная башня возникла вместе с первоначальной частью храма, другая – позже (XII в.); обе башни служат теперь для прохода на хоры. Думают, что боковые пристройки к первоначальному храму сделаны в 1055 году, когда по летописям состоялось освящение (вторичное) св.Софии митрополитом Ефремом. Тем не менее, весьма вероятно существование боковых наружных [с.31] притворов с самого основания собора, так как роспись их одновременная с росписью всего храма.

Наружная паперть и крещальня собора, воздвигнутые в XII в., снаружи не были закрыты так же, как и крайние боковые притворы : следы открытых притворов теперь можно видеть в существующих здесь больших окнах, устроенных в пролетах заложенных арок.

Во втором этаже собора устроены хоры; в древности до пристройки юго-западной башни туда можно было проникнуть только снаружи через северо-западную башню, и, так как юго-западная башня также была двухэтажная, а хода из внутри собора не было, то опять-таки можно допустить, что над крайними притворами были открытые балконы, откуда проникали на хоры, – иначе башня эта не могла быть связанной с храмом и была бы непригодной для прохода на хоры до тех пор, пока над внешними притворами и крещальнею не были надстроены вторые этажи, хотя, повидимому, в сооружении её не последнюю роль должны были играть требования симметрии; таким образом, она могла явиться одновременно с наружными притворами.

Средняя часть храма в пределах главного и четырех боковых нефов представляет равноконечный греческий крест, уравновешивающий массы первоначального храма; по углам его крестообразные столбы, соединенные арками, поддерживают барабан (шею) главного купола, для большей крепости они соединены арками с апсидами, со столбами по сторонам и стенами, поддерживающими своды и хоры и, таким образом, главные части храма имеют сильную двойную и тройную опору; в южном и северном концах креста помещались боковые входы из галерей. В обоих этих концах перила хор поддерживаются восьмигранными столбами, переходящими вверху в характерные византийские столбы с выступающими на них полуколонками. Западный конец хор пристроен в XVII в. : арки этой части хор иных размеров, чем арки, открывающияся в средний неф. Следовательно, в св.Софии надо [с.32] предположить базиличный прием раздельного существования двух половин хор, на что указывает наличность двух входов на хоры и свидетельство Синопсиса, сообщающаго и о других указанных выше деталях устройства св.Софии – в частности об окружавших храм галереях, по которым можно было обходить извнутри алтаря кругом церкви, не выходя из храма; Павел Алеппский знает и верхнюю окружную галерею церкви; он же видел на фасаде 5 входов (т. е. открытых пролетов). Таким образом, весьма вероятно, что весь Софийский собор, как это показали древние кладки, имеющияся во всех частях собора, сохранился от древности без особых перемен, кроме надстроек вторых этажей над крайними боковыми галереями.