Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

21.05.1988 Огонь и люди

С.Агафонов, соб. корр. «Известий». Осака

Репортаж с места события / [І тут, і всюди – скрізь погано]

«Известия» (№ 140, 141) уже сообщали о трагедия, случившейся на борту круизного судна «Приамурье» в японском порту Осака. Наш корреспондент передаст с места события.

От конечной станции подземки под Осакой до причала, где стоит «Приамурье», около километра. Но уже на выходе из метро встречает острый, сладковатый залах гари, растворенный во влажной духоте.

Как же все это случилось? Что же произошло в эту трагическую ночь с 17 на 18 мая? Дотошно исследует причины специальная комиссия. Ее выводы расставят все точки над «і». Но все же попытаемся хотя бы частично восстановить хронику событий.

«Приамурье» отдал швартовы в Осакском порту утром 17 мая. Пассажиров, а это был туристский круиз, организованный «Спутником», ожидало знакомство с Осакой и Кобе. Вечером на корабль пришли в гости японские студенты, изучающие русский язык. Был вечер дружбы, недолгий, правда, завершившийся в начале десятого. Потом каждый занимался своими делами. К полуночи большинство улеглось.

В начале второго людей разбудила сирена пожарной тревоги. Через считанные минуты «Приамурье» был уже объят огнем.

Рассказывает начальник радиостанции корабля Владимир Ткачев: «Моя каюта находилась рядом с радиорубкой. Лежал я одетый, и когда услышал сигнал и обращение по внутренней сети, то вскочил сразу. Мне и надо-то было только ботинки надеть. Это еще минута. Рванул дверь каюты на себя, а коридор уже затянуло дымом, жаркими потоками толкнуло в грудь, пробиться к трапу уже не смог: там гудело пламя, так что спускался с крыши рубки, до которой едва добежал по канату. Пожар отрезал практически весь комсостав судна – через иллюминатор выбрались капитан, старший механик.

Вахтенным офицером в ту ночь был Сергей Воронов, помощник капитана по противопожарной безопасности. Он поднял тревогу, сам бросился на нижнюю палубу, но ситуация уже вышла из-под контроля. Пламя занялось в пассажирском отсеке внизу. Сквозняком его погнало по коридорам и трапам наверх, раздувая и усиливая, а через мгновения в этой аэродинамической трубе уже стеной стоял огонь, все заполнил удушливый ядовитый дым от плавящегося пластика, многослойной краски и облицовки. Этот шквал пришелся по правому борту, перекинулся на левый и снизу вверх как бы пронизал центральную часть судна. Огонь уничтожил кабельную сеть, так что наши корабельные насосы сумели только надуть шланговые рукава и тут же вышли из строя. Были перерезаны все линии коммуникации, полыхала радиорубка…

Главное было, конечно, спасти людей. Выпускали пассажиров по носовым и кормовым канатам, потом установили два аварийных трапа. Некоторые, правда, те, кто был на нижних палубах левого борта, не могли ими воспользоваться, прыгали в воду. Одиннадцать человек спасти не удалось. Огонь отрезал к ним путь сразу, в первые минуты пожара.

Хотя пробиться к капитану «Приамурья» было крайне сложно, мне все же удалось поговорить с ним.

– Информация, которая попала в местную прессу, кое-где значительно расходится с тем, что было на самом деле, – сказал он. – Так, японская полиция зафиксировала только третье наше обращение о помощи – в 1 час 53 минуты. Первое было сделано в 1 час 42 минуты. Пожарные прибыли в 2 часа 07 минут. То есть в итоге почти полчаса были потеряны. Непонятно еще одно. В 80 метрах от «Приамурья» стоит башня безопасности движения с круглосуточным наблюдением. Там не могли не видеть, что на судне неладно. Да и не слышать звонки громкого боя и колокола тоже.

На «Приамурье» в момент пожара находилось 295 пассажиров и 129 членов экипажа. После эвакуации судна долгое время они были здесь же, на причале. И только под утро, когда начало светать, их перевели в помещение находящейся неподалеку средней школы Тикко. Сегодня все они расселены по четырем гостиницам в Осаке. В одной из них «Мицуи Урбан» я побывал.

Из пассажиров «Приамурья» еще не все одеты. Для многих гостиничные халаты – единственный предмет гардероба. Но это изменится уже сегодня к концу дня. Как раз в то время, когда я был в гостинице, сюда приехали первый заместитель начальника Дальневосточного пароходства Г.Пикус и генеральный директор советско-японской фирмы морских перевозок «Юниориент» А.Лыхов для того, чтобы обсудить с ребятами все имеющиеся проблемы. Выделены необходимые средства, уточнены списки нужных предметов, каждый сможет связаться по телефону с родными и близкими. 20 мая вечером к Осаке должен подойти теплоход «Константин Черненко». 21-го он примет людей с «Приамурья» и возьмет обратный курс на Владивосток.

Список погибших :

Московская область: Обрезкина Наталья Петровна, 1962 г., Иванова Лариса Алексеевна, 1962 г., Зайцева Елена Алексеевна, 1959 г., Хлысталова Елена Игоревна, 1962 г.

Узбекистан: Вахабов Абдихалин Хашидович, 1959 г.

Красноярск: Дядык Юрий Иванович, 1961 г., Водопьянов Анатолий Викторович (года рождения нет).

Мордовия: Попов Игорь Николаевич, 1961 г., Гудков Алексей Иванович, 1953 г., Хапугин Владимир Николаевич, 1965 г., Скворцов Геннадий Анатольевич 1962 г. [1]

Как сообщили корреспонденту ТАСС в исполкоме Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Японское общество Красного Креста оказало помощь пассажирам советского теплохода «Приамурье», пострадавшим от пожара, и выразило соболезнование семьям погибших.

Когда в Осаке стало известно о случившемся в порту, городское отделение Японского общества Красного Креста направило на место происшествия медицинскую бригаду, предоставило эвакуированным с теплохода пассажирам предметы первой необходимости.

Председатель исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР Д.Венедиктов направил в адрес Японского общества Красного Креста телеграмму с выражением искренней признательности за сочувствие и помощь пострадавшим. (ТАСС).

Известия, 1988 г., 21.05, № 142 (22314).

[1] Оскільки всі ці люди загинули не внаслідок ядерної катастрофи, то їх список можна опублікувати. А списку жертв Чорнобиля і досі не складено.

Окрім того, що вся ця історія дуже скидається на умисний підпал, постає декілька питань : яка «макимальна проектна пожежа» була закладена в проект судна ? як трапилось так, що одразу всі коридори і проходи були охоплені полум'ям ? чому так скоро і безрадно вийшла з ладу протипожежна система ? чи це тільки прикрий випадок, чи наслідок конструктивних недоліків судна ?