04.1988 Рискованные полеты
[А у самих що робиться]
На сравнительно небольшой территории ФРГ сконцентрированы огромные арсеналы вооружений Североатлантического пакта, в том числе ядерные и химические, здесь действуют десятки атомных электростанций. В этих условиях особенно велик риск катастрофических последствий для населения аварий боевых самолетов стран НАТО, которые, несмотря на протесты общественности, регулярно проводят здесь свои учения.
ДПА, Бонн.
Совершая полет на малой высоте, 31 марта потерпел катастрофу вблизи атомной электростанции еще один военный самолет. Американский истребитель F-16 упал на деревушку Форст, недалеко от города Карлсруэ. Пилот и 60-летний житель деревни погибли. Место падения самолета, по имеющимся сведениям, находится в 16 километрах от атомных электростанций «Филипсбург-1» и «Филипсбург-2» и в 13 километрах от центра ядерных исследований в Карлсруэ. Это всего 10 секунд полета, подтвердил представитель бундесвера.
Авиакатастрофа вблизи АЭС – вторая по счету за короткий промежуток времени. 30 марта всего в 1,5 километра от АЭС в Нидеррайхбахе (Бавария) разбился французский истребитель «Мираж». При этом погиб 26-летний пилот.
Министр обороны ФРГ Манфред Вёрнер выразил глубокую озабоченность по поводу обеих авиакатастроф и отдал распоряжение немедленно начать тщательное расследование. После выяснения причин аварий будет принято решение относительно возможных выводов. Вёрнер сообщил, что в обозримом будущем невозможно полностью отказаться от полетов на малой высоте. Пока союзные и западногерманские пилоты имеют возможность тренироваться, будет сохранена боеспособность ВВС на должном уровне.
Оба инцидента вновь вызвали в ФРГ дискуссию об учебных полетах на малых высотах и уязвимости АЭС при падении на них самолетов. Представитель министерства по делам окружающей среды еще раз указал на необходимость запрета полетов самолетов над атомными электростанциями.
Как заявил Манфред Кениг, один из руководителей министерства по делам окружающей среды в Штутгарте, при прямом попадании тяжелого самолета, например, «Фантома», в ядерный реактор возникнет угроза «значительного радиоактивного заражения».
Некоторые АЭС, построенные еще в 60-е годы, не защищены на случай падения самолетов. Председатель комиссии по безопасности ядерных реакторов профессор Адольф Биркхофер «не считает необходимым» повышать техническую безопасность таких АЭС.
В дискуссии вокруг безопасности ядерных реакторов появился новый аспект. Наибольшую опасность при падении самолетов представляют валы двигателей, которые создают эффект огромного бурового долота. При этом, по мнению доктора Эрика Рота из Кобленца, размеры и вес самолета не имеют решающего значения.
Вследствие аварий самолетов «зеленые» Баден-Вюртемберга потребовали немедленного запрета полетов на малых высотах над территорией ФРГ. Председатель общества охраны окружающей среды и природы Хуберт Вайнцирль заявил: «Что же еще должно произойти, чтобы мы наконец поняли, что такие опасные в техническом отношении вещи, как ядерная энергия и полеты на малых высотах, несовместимы?» Представители партии «зеленых» подсчитали, что за прошедшие восемь лет над территорией ФРГ разбились 179 боевых самолетов [1].
За рубежом, 1988 г., № 15 (1448)
[1] Як добре, що в СРСР бойові літаки ніколи не розбиваються. А все завдяки нашій секретності.