10.12.1989 Экспертиза
А.Колесник, специальный корреспондент «Рабочей газеты». Москва – Николаев
Продолжаем тему
Совет Министров СССР поручил Госкомприроде СССР провести экологическую экспертизу проекта Южно-Украинского энергетического комплекса.
Посмотрите на карту Украины: с Севера на Юг через всю Николаевскую область тянется голубая извилистая линия. Это – Южный Буг, который поит и кормит этот южный регион. Пятнадцать лет назад вблизи поселка Константиновка, что в Арбузинском районе, высадились первые отряды строителей. Так на берегу Южного Буга началось строительство первой очереди Южно-Украинской атомной электростанции. Нынче здесь эксплуатируется два энергоблока мощностью по одному миллиону киловатт. Рядом с ними вырос город Южноукраинск с населением в несколько десятков тысяч человек. Включив оба энергоблока в Европейскую часть энергосистемы страны, строители заканчивают сооружать третий энергоблок. Такой же мощности. Ведутся также работы на площадке еще одного, значит, уже четвертого… Тем временем Минатомэнерго предложило расширить мощности энергокомплекса за счет новых энергоблоков и трех гидроэлектростанций.
Местное население встревожилось: зачем столько атомных энергоблоков, хватит ли воды в Южном Буге, чтобы остудить раскаленные «сердца» реакторов? Об этом и шла речь в статье инженера Южно-Украинской АЭС В.Белодеда «Уцелеет ли Южный Буг?», которая была напечатана в «Рабочей газете» 14 октября минувшего года [1988].
Вскоре газета опубликовала официальный ответ. Первый секретарь Николаевского обкома Компартии Украины Л.Шараев сообщал, что общественные организации, многие трудовые коллективы, отдельные граждане области выступают против расширения мощностей энергокомплекса. Такую же позицию занял и обком партии. Он высказался против строительства третьей очереди АЭС. Из официального ответа читатели «Рабочей газеты» узнали, что Николаевский обком партии обратился в Президиум Верховного Совета СССР, Советы Министров СССР и УССР, Академию наук с просьбой еще раз рассмотреть все аспекты строительства Южно-Украинского энергокомплекса.
Сейчас мы можем сообщить читателям газеты, что Совет Министров СССР прислушался к просьбам трудящихся Николаевщины. Он поручил Государственному комитету СССР по охране природы провести экологическую экспертизу проекта этого комплекса. Я дважды присутствовал на заседаниях экспертной комиссии, которые проводились в конференц-зале Госкомприроды СССР, буквально накануне переехавшем в одно из московских зданий по ул.Неждановой, 11.
В разговоре со мной старший эксперт Главной экологической экспертизы Госкомприроды СССР С.Бурцев заметил:
– Наш комитет создан сравнительно недавно. У нас уже были разные экспертизы, но вот подобной, да еще атомной электростанции – не было. Признаюсь: это поручение необычное…
Первое заседание экспертной комиссии состоялось 15 декабря минувшего года. Сначала выступили проектанты: главный инженер проекта института «Укргидропроект» Ю.Ландау, сотрудник ГИП Южно-Украинской АЭС В.Сарбахтин, главный специалист по охране окружающей среды института «Укргидропроект» В.Севастьянов. Они, конечно, ратовали за дальнейшее увеличение мощностей.
Но вот что сказал по поводу выступлений проектантов на первом заседании доцент Николаевского кораблестроительного института, кандидат технических наук В.Добровольский:
– Как видите, проектанты ничего нового не сказали. Они упорно стоят на своем. Меня крайне удивляет консерватизм проектировщиков и эксплуатационников. Сегодня они рассказывают нам то же, что и пятнадцать лет назад. Как будто бы нет многолетнего опыта эксплуатации первых двух блоков и Ташлыкского водохранилища, нет мирового прогресса в этой области, нет трудностей с обеспечением южных областей Украины пресной водой. Как будто, наконец, нет перестройки в нашей экономике с ее хозрасчетными взаимоотношениями между ведомствами, предприятиями, людьми. Все та же ориентация на экстенсивные решения – больше энергии можно получить только за счет увеличения затрат воды, земли, других природных богатств.
Аудитория живо реагировала на выступления авторов проекта. Об этом можно даже судить по тем вопросам, которыми их засыпали присутствующие в конференц-зале. А вопросы были такого характера:
– Как изменится климат в районе АЭС?
– Какой ущерб будет нанесен рыбному хозяйству?
– Были ли случаи попадания радиоактивных элементов в Ташлыкское водохранилище?..
Мне показалось убедительным выступление главного инспектора экологической экспертизы Госкомприроды УССР С.Калиновского. Он рассказал о том, к какому заключению пришли ученые Института ботаники имени Н.Г.Холодного, Института зоологии имени И.И.Шмальгаузена АН УССР и Николаевского государственного пединститута имени В.Г.Белинского, которые на совместном заседании обсудили тему «Проблемы охраны растительного и животного мира зоны влияния водохранилищ Южно-Украинского энергетического комплекса».
– Ученые Украины, – сказал С.Калиновский, – считают участок долины реки Южный Буг от Первомайска до Александровки, который предполагается отвести под ложе Александровского и Константиновского водохранилищ, уникальным природным объектом. Это единственная крупная рекреационная зона в северной части степного Правобережья Украины. Здесь выявлено свыше 700 видов редких растений, среди которых 55 эндемичных для Причерноморья (иначе говоря – нигде больше не встречающихся). Шесть из них являются узколокальными прибугскими эндемиками. Четыре вида занесены в Красную книгу СССР. По видовому многообразию участок превосходит многие заповедники степной зоны Украины, а наличие здесь эндемичного комплекса флоры и гранита говорит о его уникальности и неповторимости.
Еще инспектор Госкомприроды УССР говорил о том, что в долине этой степной реки – и только, к сожалению, здесь! – уцелели популяции таких растений, как гвоздика южнобугская, вишня Клокова, смолевка южнобугская и еще несколько популяций.
В тишине огромного зала, где собралось около 150 ученых, отчетливо звучал голос полпреда Госкомприроды УССР. С.Калиновский зачитал из протокола заседания ботаников и зоологов Украины такое предостережение:
«Ученые предупреждают: в результате затопления водохранилищ из региона исчезнет не менее 350 видов животных – обитателей пойменных участков и нижнего яруса склонов. Будет полностью разрушен уникальный реофильный комплекс порожистого рыбного участка Южного Буга. Из фауны Украины исчезнут 13 видов животных, три – из фауны СССР. Будет уничтожено самое крупнее в мире стадо усача днепровского, исчезнет единственная в степной полосе Европы популяция полоза, погибнут гнёзда балобана, орла-карлика, исчезнет не менее половины видов земноводных и рептилий, птиц, млекопитающих. Огромный урон будет нанесен насекомым, что приведет к повышению уровня химобработки и снижению урожайности сельскохозяйственных культур на полях региона.
Ученые предупреждают: здесь резко снизится численность охотничьих животных. Поэтому ухудшится эпидемиологическая обстановка в регионе, как следствие массового размножения серой крысы и домовой мыши.
И еще ученые предупреждают: в результате строительства водохранилищ будет практически разрушен уникальный фаунистичсский комплекс гранитно-степного Побужья. Будет нанесен невосполнимый урон природе Николаевской области и южной Украины в целом».
Вопрос из зала: «Что предлагают украинские ученые?»
С.Калиновский: «Они ходатайствуют перед компетентными союзными и республиканскими органами о прекращении строительства Александровского и Константиновского водохранилищ, просят рассмотреть все возможные альтернативные варианты развития Южно-Украинского энергокомплекса.
Такие альтернативные варианты предлагают, например, ученые Николаевского кораблестроительного института. Недавно состоялся научно-технический семинар «Альтернатива: Южный Буг – АЭС». На нем обсудили такие вопросы: «Альтернативные варианты Южно-Украинского энергокомплекса», «В защиту гидросферы и атмосферы в бассейне Южного Буга и Днепровско-Бугского лимана» и «Перспективные разработки экологически чистых источников энергии в условиях региона».
Интересный вариант Южно-Украинского энергокомплекса без плотин на Южном Буге предложил доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой С.Рыжков. Что предлагает ученый?
«Снижения потерь воды можно достичь путем интенсификации конвективно-испарительного охлаждения, использования принципов «сухих» градирен. Для этих целей полезен опыт судовых энергетиков. В частности, на нашей кафедре разработаны локальные градирни с потерей воды один-полтора процента. Имеются предложения по интенсификации отвода теплоты в открытых водоводах с помощью тепловых труб. Перевод энергокомплекса на автономные системы охлаждения без строительства плотин на Южном Буге реален и осуществим. Причем при меньших трудовых и капитальных затратах, чем гидроузел».
А вот мнение на сей счет кандидата технических наук, лауреата Государственной премии СССР В.Григоренко:
«Шесть миллионов киловатт от шести энергоблоков – такая концентрация мощности нарушит природное равновесие во всех компонентах АЭС с непредсказуемыми последствиями, не говоря уже о том, что АЭС потенциально опасный объект. Судите сами: низкий термодинамический коэффициент полезного действия блоков АЭС – 33 процента – обуславливает необходимость отвода тепла в окружающую среду в количестве 12 миллионов киловатт. Отвод тепла осуществляется прокачкой части воды из Южного Буга через конденсатор. Подогретая вода охлаждается в водохранилищах испарением с водных поверхностей водоемов в огромном количестве – 5 тонн за одну секунду, или 18 тысяч тонн в час, образуя огромное облако пара. Я боюсь даже назвать его объем – 500 тысяч кубических метров за одну секунду. Это нарушит извечный баланс между приходящей и уходящей радиацией солнца и чревата опасными последствиями для человека и биосферы региона в радиусе до 20-30 километров».
Ученый обратил внимание на такой факт: вода испаряется, а соли, минеральные удобрения, ядохимикаты и другие компоненты, попавшие в водное русло из верховья Бугского бассейна, «подзарядившись» до повышенного радиационного фона в АЭС, осядут в Ташлыкском, Александровском и Константиновском водохранилищах. Сколько будет этих солей? Например, за десять лет их накопится… около одного миллиарда килограммов. Захоронение солей потребует разработки (еще неизвестных) специальных масштабных работ, а затраты тяжелым бременем лягут на плечи будущего поколения наших людей. Им, еще не родившимся, мы готовим большой объем непроизводительной и опасной работы! А ведь наши предки подобного «наследства», к счастью, нам не оставили.
Мнение ученого однозначно: оставить в эксплуатации только первый и второй энергоблоки. Как быть с третьим, строительство которого заканчивается? Создать временный творческий коллектив под эгидой Николаевского облисполкома для разработки проекта переоборудования третьего блока АЭС под воздухоаккумулирующую газотурбинную электростанцию.
Семинар ученых кораблестроительного института убедительно подтвердил, что альтернативы энергокомплексу есть: как очищать воду действующего Ташлыкского водохранилища, как в условиях региона аккумулировать солнечную энергию и энергию ветра с помощью солнечного пруда, как создать ветровые энергетические станции с водородной электростанцией. Перед лицом угрозы, нависшей над главной водной артерией края, каким является Южный Буг, ученые кораблестроительного института предлагают вполне реальные альтернативные варианты энергетического и природоохранного обеспечения области.
А в том, что Прибужью грозит непредсказуемое, я нашел подтверждение в разговоре с учеными. Вот что они думают по этому поводу:
В.Алексеев, заведующий лабораторией возобновляемых источников энергии Московского университета имени М.В.Ломоносова, доктор физико-математических наук:
– Пиковые нагрузки в сети потребления электроэнергии должны обеспечивать две ГЭС-ГАЭС, расположенные соответственно в нижних створах Ташлыкского и Константиновского водохранилищ. При сильной турбинизации воды, вызванной работой ГЭС-ГАЭС, подъеме теплой воды в Константиновское и сбросе в Александровское водохранилища оба водоема в зимнее время замерзать не будут. Их наличие сильно изменит климат. Город энергетиков окажется зажатым между тремя парящими водохранилищами и независимо от направления ветра в зимнее время в нем будет стопроцентная влажность, туманы и наледи при сильных морозах, которые могут здесь достигать минус 30 градусов и ниже по Цельсию.
В.Гребенников, заведующий сектором археологии отдела охраны памятников истории и культуры Николаевского краеведческого музея:
– По берегам Южного Буга археологи выявили многочисленные памятники, принадлежащие нескольким культурным эпохам древности. Среди них – 32 поселения, которые непосредственно попадают в зону затопления Александровского и Константиновского водохранилищ. Археологические раскопки здесь ведутся с 1976 года. Николаевская комплексная экспедиция Института археологии АН УССР просто не успела исследовать многие поселения в зоне затопления Ташлыкского водохранилища – запланированные сроки оказались чрезмерно сжатыми, к тому же постоянно ощущалась нехватка специалистов, финансовых и технических средств. Поэтому поселени Ташлык-1 и еще несколько памятнике различных периодов так и ушли по воду недоисследованными. Затопление Александровского и Константиновского водохранилищ обрекает на гибель новую группу поселений.
А.Кузь, горный инженер-геолог, гидрогеолог Северо-Николаевской гидрогеологической партии Причерноморской поисково-съемочной экспедиции:
– После наполнения Ташлыкского водохранилища в зоне подтопления оказалась южная окраина поселка Константиновка, фактическая глубина залегания грунтовых вод сейчас 1,6-5 метров. Участков, пригодных для хранения радиоактивных отходов высокого уровня активности, в районе атомной электростанции нет в связи с интенсивной радиальной тектоникой. Нарушение условий складирования и хранения радиоактивных отходов приведет к загрязнению водоносных горизонтов.
И еще. Южно-Украинский энергокомплекс приурочен к 5-балльной сейсмической зоне. По прогнозу сейсмичность территории увеличивается до предельных значений от 6,2 до 7,1 балла. Сейчас нельзя не учитывать уроков, которые преподнесла строителям и проектамтам стихия в Армении. Сейсмическая зона в 7-9 баллов, где расположен Спитак, оказалась равной 11,5 балла.
И эти мнения нельзя не учитывать!
В конце минувшего года в Николаеве был создан областной комитет по охране природы. Его председателем стал бывший председатель одного из райисполкомов области А.Албул. Что меня порадовало в работе энергичного руководителя областной природоохранной службы? Это его решительность, принципиальность и смелость. Он, конечно, не «чужак» и о проблемах края знает не понаслышке. Так вот еще раз досконально изучив, как обстоят дела на энергокомплексе, А.Албул обратился к финансирующим органам и потребовал прекратить финансирования стройки. Что нынче и сделало областное управление Промстройбанка УССР. Уточняю: не всей стройки, а лишь той части, над которой работает экспертная комиссия. Последний абзац в письме начальника областного управления Промстройбанка В.Скока, адресованном генеральному директору ПО «Южноукраинский энергокомплекс» В.Фуксу, гласит: «Промстройбанком принято решение до получения разрешения на дальнейшее производство работ прекратить финансирование объектов пронзводственного назначения Константиновской и Ташлыкской ГЭС-ГАЭС, расположенных в акватории реки Южный Буг».
Правильный и мужественный документ! И если говорить прямо, это пока делается не так уж часто…
В Николаев и на площадку Южно-Украинского энергокомплекса приехали члены экспертной комиссии Госкомприроды СССР. Затем они побывают в Киеве, где намерены вести предметный разговор в Госплане УССР, Академии наук, Госкомприроды республики. Согласно календарному графику работы в конце февраля результаты проведения экологической экспертизы проекта энергокомплекса будут представлены Совету Министров СССР.
Рабочая газета, 1989 г., 10.12.