Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

5.03.1989 За критику… снесли дом

М.Одинец (Корр. «Правды»). г. Киев

Реплика

Разная бывает реакция на выступления в «Правде». Но с подобной расправой за критику мы, журналисты, встречаемся впервые…

Статья известного украинского писателя А.Левады «Быть ли городу Чернобылю?» (8 октября 1988 г.) остро ставила вопросы о будущности Чернобыля, которому в 1993 году исполняется 800 лет. В ней справедливо критиковались Минатомэнерго и его подразделение ПО «Комбинат» за бездумное, безответственное отношение к судьбам древней земли, ее обитателей.

Автор статьи с горечью писал о том, что «Комбинат», выражая волю ярых сторонников незамедлительного уничтожения города, поставил перед собой твердую цель уничтожить тот Чернобыль, который существовал много веков, сровнять с землей его дома, сады, не посоветовавшись с населением – его жителями.

К своему дому восьмидесятилетний писатель уже опоздал. Дом сровняли с землей вместе с садом. А ведь дом был отнюдь не ветхий, как это пытаются теперь изобразить служащие «Комбината», строение было несколько лет назад перестроено и имело четыре комнаты. Уничтоженный также соседний дом – директора школы – был закончен строителями в апреле 1986 года, то есть накануне аварии на АЭС.

– Наши беды, – говорит Александр Левада, – не тронули только руководителей «Комбината». Думая часто о них, я пытаюсь понять, как произошло, что в нашем обществе сформировалась такая разновидность деятелей, не просто в футляре, а в ведомственном футляре технократов-бюрократов. Действуя в системе Минатомэнерго, Минхимпрома или Минводхоза, они нанесли и наносят неисчислимый вред нашим людям, государству.

Генеральный директор ПО «Комбинат» М.Седов, с которым нам довелось разговаривать, заявил, что статью писателя Левады в «Правде» он читал и очень огорчен тем, что снесли его дом на улице Набережной, № 2. «Никакой злобы к нему у меня нет и не может быть, – заявил он. – Я чувствую себя виноватым и готов извиниться».

Поясняя действия бульдозеристов, лихо орудующих на чернобыльском подоле у реки Припять, руководитель «Комбината» ссылался на указание заместителя Председателя Совета Министров СССР Б.Щербины, который якобы критиковал объединение за медленный снос домов. «Наша задача, – отметил М.Седов, – снести семь тысяч ветхих домов».

Как известно, когда лес рубят, щепки летят. Но позвольте, это же не щепки, это добротные, в большинстве своем хорошие дома. Это целый город, который стоит здесь с 12 века. И он может и должен остаться целым, его нельзя изъять из нашей жизни.

Александр Левада попытался доказать это со страниц центральной газеты и жестоко поплатился. Дикая история, и вряд ли ее можно прикрыть извинительным реверансом.

Правда, 1989 г., 5.03.