13. Поступление в школу
Олекса Кирий
К осени мне пошили новый пиджачок, штаны, сапоги из голенищ старых отцовских сапог и купили серый армячок.
В конце сентября мать повела меня в школу.
От нашей хаты до школы было далеко. Если идти по улицам села – то версты три наберется, а если по огородам и лугам – то намного ближе.
Мы пошли через огороды и луга.
Утро было по-осеннему прохладным. По садам метался шустрый ветер.
Пожелтевшие листья трепетали на деревьях и, срываясь с веток, кружились в воздухе, тихо падали на землю. Под ногами шуршала поблекшая трава. Вода в канавах была покрыта мелкой чешуей ряби.
Обогнув огромное подворье пана Дементовича, мы вышли на улицу, которая привела нас прямо к школе – небольшому одноэтажному дому.
Мы вошли в коридор, по обеим сторонам которого располагались небольшие комнаты – классы. Я увидел шкафы с книгами, большие черные доски на стенах и рядом с каждой доской – высокие стоячие счеты.
Перед входом в учительскую размещался самый большой класс. В одном из углов этого класса стоял скелет человека со страшными черными пустыми глазницами. Мать хотела подвести меня поближе к скелету, но я потянул ее за юбку в сторону и в страхе пробормотал:
– Мамо, пойдемте к учителю.
В учительской нас встретил молодой высокий мужчина с белыми, как лен, прядями волос и веселыми добрыми глазами.
– Я привела вам, Павел Иванович, нового ученика, – сказала ему мать, указав на меня.
– Как звать тебя? – погладил меня по голове учитель.
– Алеша! – ответил я бойко.
– Алеша?.. Хорошее имя! – улыбнулся учитель. – Учиться, значит, хочешь?
– Хочу!
– Что ж, запишем, раз хочешь учиться!
– Он у меня знает азбуку, – заметила мать, пока учитель записывал мое имя в толстую книгу.
– Где ты выучил азбуку? – взглянул на меня удивленно учитель.
– Мама научили! – ответил я и добавил: – Я и стихи знаю.
– Стихи?.. Какие же?
Без всякого смущения я прочитал с большим старанием:
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая.
По тебе от ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе.
Над тобой с весною жаворонок вьется,
Над тобою туча грозно пронесется,
Зреешь ты и спеешь, колос наливая,
О людских заботах ничего не зная.
Унеси ты, ветер, тучу градовую!
Сбереги нам ниву, ниву трудовую.
[Стихотворение Юлии Жадовской «» (1857)]
– Замечательно! – похвалил меня учитель.
Я рассказал еще два стихотворения: «Пахнет сеном над лугами…» [Аполлон Майков «» (1856)] и «Поздняя осень. Грачи улетели…» [Николай Некрасов, 1854],
И звонко пропел:
Реве та стогне Днипр широкий…
– Молодчина, молодчина, Алеша! – потрепал меня по плечу учитель. – Это хорошо, что ты любишь стихи.
Он показал мне классы, проводил нас до выхода и, еще раз погладив меня по голове, велел матери остричь мне волосы.
– Молодец, молодец, Алеша! – сказал он мне на прощание.
В тот же день мать пошила мне полотняную сумку, купила грифельную доску, чернильницу, ручку, два пера и карандаш. Отец смастерил красивую продолговатую коробочку для ручки, перьев и карандашей.
Настал долгожданный день – первое октября. Я проснулся до восхода солнца, уложил в сумку школьные принадлежности. Мать приготовила мне кусок хлеба и налила в бутылочку постного масла с солью.
– Ну, с Богом, сынок! – перекрестили меня по очереди отец и мать.
Я положил бутылочку с маслом в карман пиджачка, забросил сумку за спину и направился в школу, важно вышагивая по улице.
Мне казалось, что все село смотрит только на меня.