Укрепление державы (1324 – 1330)
Талах Виктор
Очередное посольство Узбека, прибывшее в Каир в 1324 г., заявило было протест по поводу замирения мамлюков с Хулагидами, но египетский правитель ответил:
«Я заключил мир с царем Абу-Саидом исключительно ради мусульманства его и вступления его с находящимися при нём лицами в правоверие; нельзя запретить ему паломничество, это один из столпов ислама и он будет пособником в победе веры и мира. Что же касается того, что царь запретил купцам нашим покупать рабов, то – хвала Аллаху – мы не нуждаемся в рабах. Если вы желаете продолжать любовь и дружбу, то вы будете товарищами» [409].
Узбек не стал обострять из-за этого отношения с мамлюками, и в 1325 продолжился обычный обмен посольствами между двумя государствами.
Затишье в войне на Ближнем Востоке позволило Узбеку активнее вести себя на Западе. Сначала, в феврале 1324 г. ордынские войска под командованием Тойтака и Тоглу-Торгана вторглись на Балканы на помощь болгарскому царю Михаилу Шишману против византийцев [410]. Бывший видинский деспот Михаил, всего лишь за год до того воцарившийся в Болгарии, и до того был тесно связан с Ордой, поэтому союз с ним вполне понятен, тем более, что константинопольские Палеологи выступали традиционными союзниками ильханов. Кроме того, по Константинополю прошёл слух, что татар призвал старый император Андроник II, чтобы отвлечь от столицы и ослабить своего соперника и внука Андроника III. Следует отметить, что источники указывают малоправдоподобно большую численность ханских войск: 120 и даже 300 тысяч человек [411], что заставляет с осторожностью относиться к сообщениям об этом походе. В любом случае он закончился не просто миром, но заключением союза с Палеологами, скреплённого браком дочери Андроника III, (неизвестно, законной или побочной), получившей монгольское имя Байалун, с Узбек-ханом [412].
Сабля с именем Узбек-хана. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Летом того же года дештское войско совершило поход против Литвы: «царь Азбяк посылал князей Литвы воевати, и много зла сотвориша Литве, и со многим полоном приидоша в орду» [413]. Обстоятельства этой войны не вполне ясны. Возможно, она явилась ответом на захват Гедимином Киева, в таком случае результатом похода стало возвращение Среднего Поднепровья под ордынскую власть. Однако действия Узбека могут быть связаны с событиями в Галицко-Волынском княжестве. Там не позже мая 1323 г. умерли один за другим князья Андрей и Лев Юрьевичи (западные хронисты пишут, что они были отравлены), и местная династия пресеклась. На княжеский стол явилось несколько претендентов, среди которых галицкое боярство отдало предпочтение племяннику покойных мазовецкому княжичу Болеславу (в православии Юрию) Тройденовичу.
Обстоятельства его вокняжения источниками не освещаются, но немецкий хронист Иоганн Винтертурский сообщает, что «император татар» дал рутенам в правители «латинского христианина, поскольку рассудил, что они пожелали, чтобы тот охранял их» [414]. Можно предположить, что Болеслав-Юрий получил помощь со стороны хана в борьбе с какими-то соперниками, которых поддерживала Литва (известно, что в 1324 г. владения отца Болеслава Тройдена и его брата Земовита подвергались нападению литовцев). По крайней мере, Болеслав-Юрий продолжал платить выход в Орду [415]. Впрочем, конфликт не получил развития, и в ноябре 1324 г. в Литве уже находилось посольство Узбека.
Переговоры закончились установлением не только мира, но и союза Дешта и Литвы, направленного против польського (краковского) короля Владислава Локетека, силезских глогувских князей, которым он обещал галицкий стол, и Венгрии. По крайней мере, с 20 июня по 1 августа 1325 г. папа Иоанн XXII, откликаясь на польские призывы, направил в Польшу а затем в Венгрию несколько булл, провозглашавших крестовый поход против «схизматиков, татар, язычников и других неверных народов» [416], что указывает на существование в то время союза Литвы («язычников»), Галицкой Руси («схизматиков») и Орды. До большой войны, однако, дело не дошло.
Пока Узбек готовился к войне на западе, на юге на его владения напал Чопан. В 1325 г.
«он повёл огромное войско в земли Узбека. Большинство эмиров сопутствовали и сопровождали Чопана в этом походе. Он подошёл к Дербенту через Грузию, а оттуда вступил в улус Узбека. Они дошли до берегов Терека и не пощадили никого из деревень, городов и кочевий тех мест; они убивали, грабили и захватывали в плен. После разорения и грабежа он победоносно и торжествуя вернулся восвояси» [417].
Впрочем, этот поход оказался последним эпизодом войны Чопана с Узбеком. Польско-венгерские союзники тоже вовсе не стремились развязывать войну с могущественным соседом и на время оставили Галичину в покое. На некоторое время на границах Великого Края установился мир.
Беспокойство Узбеку причинили усобицы русских князей. В праздник Введения Богородицы, 21 ноября 1325 г., накануне годовщины отцовской гибели находившийся в ханской ставке молодой великий князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи убил прибывшего туда же смертельного недруга своей семьи Юрия Московского. Русский летописец пишет, что Дмитрий сделал этот, рассчитывая на личную симпатию к себе Узбека, «надѣяся на царево жалованіе, понеже царь Азбякъ чтяше князя Дмитреа Михаиловичя Тверскаго, и онъ на то надѣяся» [418].
Однако Дмитрий ошибся: потакать бунту и самоуправству среди собственных вассалов для главы Великого Края было недопустимо, а подчинять свои чувства государственным интересам Узбек умел. Убийца был заключен под стражу, и после длительных колебаний хана почти через год, в день своего двадцативосьмилетия 15 сентября 1326 г. на реке Кондраклее Дмитрий был казнен. Вместе с ним был казнен южнорусский князь Александр Симеонович Новосильский, был ли он каким-то образом причастен к преступлению Дмитрия или одновременной казнью сразу двух русских князей Узбек хотел запугать остальных – неизвестно. Тот же летописец пишет, что Узбек был разгневан на тверских князей, и называл их крамольниками, и противниками, и враждебными себе [419], однако отдал ярлык на великое Владимирское княжение младшему брату Дмитрия Александру.
Тем временем, в соседнем Чагатайском улусе произошло событие, оказавшееся тревожным предзнаменованием для всех государств преемников Чингис-хана: после восьмилетнего правления в 1326 г. был убит хан Кебек, подобно Узбек-хану пытавшийся опираться на городское мусульманское население и покровительствовавший исламу. Вместо него кочевая аристократия возвела на престол Ильджигидая.
Однако ханы Чагатайского улуса и до того нередко свергались, поэтому Узбек, кажется, не обратил на произошедшее особого внимания. Раздосадованный недостаточно покорными тверскими князьями, хан занялся усовершенствованием управления Северо-Восточной Русью. В 1327 г. Узбек отправил в Тверь своего двоюродного брата Чолхана, сына Тудуна (Шевкала или Щелкана Дюденевича русских летописей) с отрядом и в сопровождении мусульманских купцов («гостей хопылских»). В отличие от обычных ордынских послов, приходивших пограбить и, взяв ясак, отъезжавших, Чолхан очевидно проявлял стремление обосноваться в Твери на постоянной основе, он, в частности, занял княжий терем, выселив оттуда семью Александра, брал поборы с горожан напрямую, минуя княжеских чиновников. В связи с этим по Твери пошёл слух, что Чолхан
«сам сести хотяше во Твери на княжении, а иных князей своих хотяше посажати по инымъ городомъ рускимъ, и хотяше привести христiан в бесерменскую веру» [420].
Правда, еще С.М. Соловьев указывал: «Трудно допустить, чтобы слух этот был основателен», – по крайней мере в части намерений насадить ислам [421]. Сам историк на основании известий Тверской летописи реконструирует события следующим образом:
«Шевкал… сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар» [422].
К восставшим горожан присоединился князь Александр с дружиной.
«Щелкан же слышавъ идуща на ся князя Александра ратью, изыде противу ему съ множествомъ татаръ своихъ, и соступишася восходящу солнцу, и бишася чрезъ весь день, и уже къ вечеру одоле князь Александръ, а Щелкан побеже на сени; князь же Александр зажже сени отца своего и дворъ весь, и згоре Щелканъ и съ прочими татары, а гостій Хопылских изсече» [423].
Узбек, узнав о тверском восстании, якобы был в гневе, «рыкаше, яко лев», однако немедленно отряжать карательную экспедицию не стал. Он только казнил за какие-то провинности оказавшегося в Сарае рязанского князя Ивана Ярославича [424] и вызвал в Орду князей-противников Твери, Ивана Даниловича Московского (по другой версии Иван явился к хану по собственной инициативе) и Александра Васильевича Суздальского. Иван Данилович фактически и возглавил ордынский поход против Твери зимой 1327 – 1328 гг., в котором приняли участие пять ордынских туменов (до 50 тысяч человек) во главе с Федорчуком, Туралыком и Сюгой. При их приближении Александр Михайлович, не желая разделить судьбу отца и брата, бежал во Псков, его братья Константин и Василий – в Ладогу. Ордынско-московское войско разорило Тверь, Кашин, Торжок, и направилось к Новгороду, но новгородцы откупились 2 тысячами гривен серебра.
«И бысть тогда всей Руской земле велия тягость, и томление, и кровопролитие от татар, зане не токмо имения выбираху, скоты и кони забирали, но жены и дсчери емлюсче по своей воле и держаху, елико хотяху, а кто поперекова, мучаху и убиваху» [425].
С захваченными пленными и добычей Иван Московский и Александр Суздальский в марте 1328 г. вернулись в Орду. Великое Владимирское княжение было разделено между ними: Александр получил ярлык на собственно Владимир, Переяслав и Городец с Поволжьем, а Иван – на Кострому и стол Великого Новгорода [426]. Непререкаемость авторитета хана на Северо-Восточной Руси была вновь утверждена, но от затеи установить там прямое ордынское правление, если таковая и была, Узбек отказался.
Едва хан навёл порядок в северо-восточном вассальном улусе, крайне неприятный сюрприз ждал его в коренных джучидских землях – в Синей Орде. Со времен Токты юртами левого крыла управлял Сасы-Буга, сын Букая, который, по словам Натанзи «никоим образом не сходил с широкой дороги службы Токта-хану и Узбек-хану» [427]. Следуя своему сарайскому сюзерену, он принял ислам. В 720 г.х. (1320 г.) Сасы-Буга умер и был похоронен по мусульманскому обряду в Сауране. На его место Узбек утвердил его сына Эрзена (Идерена). Тот продолжал отцовскую политику:
«степень его положения стала близкой к величию Узбек-хана, однако он таким же образом проявлял повиновение и подчинение. Он был правителем в высшей степени умным, праведным превосходным, богобоязненным… Безопасности и процветания, какие имел тот улус во время его правления, после него не видели и во сне» [428].
Правление Эрзена оказалось недолгим, и около 1325 г. он тоже умер [429]. Его сын, Мубарек-Ходжа, однако, порвал с курсом предшественников и около 1327 г. поднял мятеж против Узбек-хана. Причины этого выступления не вполне ясны, Натанзи очень невнятно говорит о «больших желаниях и жадности» вожака бунта. Вполне вероятно, Мубарек-Ходжа был недоволен централизаторской политикой Узбека. По свидетельству того же Натанзи широкой поддержки правитель Кок-Орды не получил, поэтому продержался не больше полугода. Узбек отправил против мятежника своего старшего сына, Тимура (умершего в 1330 г. [430]) и Ису-гургена. Разбитый ими, Мубарек бежал к восточным границам Кок-Орды, «в страны киргизов и Алтай», где продолжал борьбу еще примерно 2 с половиной года, пока не погиб [431]. Дальнейшая судьба Кок-Орды не вполне понятна. «Чингиз-наме» хорезмского историка XVI в. Утемиш-хаджи сообщает, что
«Узбек-хан – да пребудет над ним милость [Аллаха] – в гневе отдал в кошун кыйату Исатаю внуков семнадцати сыновей, родившихся от других жен Джочи-хана, вместе с принадлежавшими им племенами» [432].
Таким образом, согласно этой версии с 1329 г. улусы левого крыла управлялись наместником из племени кыят Иса-таем.
Хотя с мятежом на востоке Великого Края Узбека-хану в конце концов удалось справиться, на его международном престиже он отразился крайне неблагоприятно. В первой половине 1328 г. египетский султан ан-Насир Мухаммед после восьми лет брака развелся с ханской родственницей Тулун-бией. Развод практически совпал по времени с прибытием в мае 1328 г. в Каир очередного дештского посольства. Неизвестно, о чем в течение трёх месяцев велись в такой деликатной ситуации переговоры, но всего через полмесяца после отбытия послов, сопровождаемых представителем мамлюков Сейф-ад-дином Маджаром, в Орду, египетский султан демонстративно выдал Тулун-бию замуж за второстепенного эмира-силахдара Менгли-Бугу [433].
В феврале 1329 г. из Орды прибыло еще одно посольство, с которым Узбек выразил недоумение по поводу развода султана ал-Малик ан-Насира с ханской родственницей, которой тот так домогался. Египетский султан, чтобы придать делу благопристойный вид, сочинил лжесвидетельство о якобы смерти ордынской царевны, скреплённое подписями мамлюкских эмиров [434]. Результаты переговоров, однако, оказались настолько неудовлетворительны, что вскоре Маджар был отправлен из Сарая без сопровождения ханского посла. После этого дипломатические сношения между Улуг Улусом и мамлюкским Египтом прервались на восемь лет [435].
Более серьёзных осложнений в связи с мятежом в улусах левого крыла Узбеку удалось избежать только потому, что его соседи и главные соперники – улусы Чагатая и Хулагу – сами погрузились к этому времени в пучину усобиц.
Борьба в конце 1320-х гг. развернулась вокруг верховного каанского престола в монголо-китайской империи Юань. После смерти в августе 1328 г. императора Есун-Тэмура монгольские и тюркские полководцы провозгласили государем его сына Араджабигу (Раджапику). Но всего через два месяца командующий войсками в северо-восточном Китае Эль-Тэмур поднял мятеж; его сторонники заняли главную имперскую столицу Даду (Пекин) и объявили императором Тог-Тэмура, племянника Аюрбарибады. Однако претензии на трон предъявил также старший брат Тог-Тэмура Хошила, находившийся в Восточном Туркестане. При поддержке князей собственно Монголии он в апреле 1329 г. подошел к Даду и принудил брата уступить верховную власть. Правление Хошилы продолжалось всего пять месяцев: в конце августа 1329 г. он неожиданно умер (по слухам, был отравлен братом), престол Юань вновь занял Тог-Тэмур.
Ильджигидай, правитель непосредственно граничившего с Кок-Ордой Чагатайского улуса, поддерживал Хошилу, и, лишившись покровителя, был свергнут и убит братом, Дува-Тэмуром, но тот просидел на престоле не больше года и был в свою очередь свергнут Тармаширином.
В государстве Ильханидов с середины 1320-х годов безраздельно господствовало семейство эмира Чопана. Его сын Димашк-Ходжа распоряжался везиратом и «превратил Азербайджан и оба Ирака в свою личную собственность», другой сын, бывший мятежник Тимур-Таш хозяйничал в Руме (восточной части Малой Азии), Шейх-Махмуд – Грузии, Хасан – в Хорасане, а сын Хасана Талыш – в Фарсе и Кермане. Однако зазнавшиеся Чопаниды стали вызывать всё большее недовольство остальной монгольской, тюркской и персидской знати Ирана. Центром притяжения недовольных стал ильхан Абу-Сеид, который, как повествует ал-Ахари,
«только назывался падишахом и до такой степени был лишен всего, что наибы эмира Димашк-ходжи говорили: “Абу Сеид ничего не имеет на своем обеденном столе”. [Димашк] на это отвечал, что ему достаточно ежедневно двух куриц» [436].
В августе 1327 г. недовольные эмиры подняли мятеж против Димашк-Ходжи, тот бежал из Султании в Хорасан, где и погиб. Собранное Чопаном войско не захотело вступать в бой с ильханом, который возглавил его противников; лишившийся сторонников эмир бежал в Хорасан, где был убит правителем Герата Гиясэддином Куртом в мухарраме 728 г.х. (ноябрь – декабрь 1327 г.) [437]. Большинство сыновей Чопана были схвачены и казнены. Тимурташ бежал в Египет, где сначала был ласково принят султаном, но затем подвергнут заключению и казнен в августе 1328 г. [438] Наместник Хорасана Хасан с сыном Талышем спаслись в Хорезм, откуда Кутлуг-Тимур отправил их ко двору Узбека. О дальнейшей их судьбе разные источники сообщают по-разному: согласно Хафизу-и-Абру они были с почетом взяты на ханскую службу, где отец погиб во время похода на Северный Кавказ, а Талыш умер от болезни; ал-Ахари, однако, пишет, что оба были убиты в Орде, не указывая, правда, при каких обстоятельствах [439].
Примечания
409. Полное собрание русских летописей. Т. 18. – С. 329.
410. Ioannis Cantacuzeni imperatoris historiarum libri IV. Cura L. Schopeni. I. – Bonnae, 1828. – S.175.
411. Виллани Д. Новая хроника, или история Флоренции / Пер. с ит., статья и примеч. М. А. Юсима. – М., 1997. – С.283-284.
412. Сабитов Ж. М. Узбек-хан: проблема прихода к власти//Золотоордынское наследие Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды». – Казань, 2011. – С. 114.
Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. – С.100
413. Полное собраніе русскихъ лѣтописей. Томъ десятый. – С.189; Татищев В.Н.… Том пятый. – С. 81.
414. Грушевський М. Історія України-Руси. Том ІІІ. – К., 1993. – С.527.
415. Польский хронист Ян из Чарнкова под 1340-1341 гг. сообщает о платившейся ранее галицким князем дани татарам: Казимир Польский, захватив Галич, «запретил платить дань, которую рутены обычно давали татарам» (Monumenta Poloniae Historica. Tom drugi. – Lwow, 1872. – S.622). Согласно немецким источникам (Fontes Rerum germanicorum I, 433) хан признавал Галицко-волынскую землю «данницей своей и своих прародителей» (tanquam sibi et suis progenitoribus censuale), галицко-волынские князья были для него «данниками» (tributarii) (Cod. dipl. Prussiae III, 21) (Болеслав-Юрий II, князь всей Малой Руси: Сборник материалов и исследований. – СПб., 1907. – С. 111).
Об уплате выхода Львом Юрьевичем сообщает автор «Описания Восточной Европы» 1308 г.:
«Рядом с этим царством [Болгарским] находится и другая огромная страна, которая называется Русью… Вместо царей в ней правит князь множества людей, которого зовут князь Лев. Дочь этого князя Льва взял в жены король Венгрии Карл. Некогда эта страна управлялась Империей, потом Венгрией, а теперь она является данницей татар, как и Болгария. Все эти народы – раскольники, вероломные, имеющие собственный язык (Anonymi descriptio Europae Orientalis “Imperium Constantinopolitanum, Albania, Serbia, Bulgaria, Ruthenia, Ungaria, Polonia. Bohemia”. – Cracoviae, 1916. – Pp. 40-41).
416. Шабульдо Ф. М. Ук. соч. – Сс. 31-33; Грушевський М. Історія України-Руси Том ІІІ. – С.121.
417. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. – С.143.
418. Полное собраніе русскихъ лѣтописей. Томъ десятый. – С.189.
419. Полное собраніе русскихъ лѣтописей. Томъ десятый. – С.190.
420. Полное собраніе русскихъ лѣтописей. Томъ седьмый. – С.200.
421. Соловьев С.М. Сочинения. Книга II. – С.223.
422. Там же. – Сс.223-224.
423. Полное собраніе русскихъ лѣтописей. Томъ седьмый. – С.200.
424. В версии Воскресенской и Никоновской летописей он перепутан со своим двоюродным братом Василием Константиновичем.
425. Татищев В.Н.… Том пятый. – С. 83. Захваченных в плен жителей Тверского княжества Узбек подарил своему номинальному сюзерену, императору Юань (Есун-Тэмуру или Тог-Тэмуру), по всей видимости в благодарность за золото, серебро и шелк, посланные в Сарай Есун-Тэмуром в 1326 г. Из них к 1330 г. Тог-Тэмур сформировал отряд личной гвардии, известный как Сюаньчжун Олосы Вэй Циньцзюнь, «Охранный русский полк, славный верноподданностью». В 1332 году полк насчитывал около 3 тысяч человек, включая 103 подростков.
426. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X – XI вв. М., 1984. – Сс.140-141. Раздел великого Владимирского княжества продолжался до смерти Александра Суздальского в 1330 или начале 1331 г.
427. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. – С.129.
428. Там же. – С.130
429. Натанзи и Гаффари указывают, что он правил 25 лет (Там же. – Сс.130, 211), однако, монеты его преемника Мубарек-Ходжи имеют даты 728-729 гг. х., то есть 1327- 1329 гг. (Греков Б. Д, Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. – М., 1998. – С. 231-232). По всей видимости в рукописи источника, которым пользовались Натанзи и Гаффари, имела место описка: «25» вместо «5».
430. Полное собраніе русскихъ лѣтописей. Томъ десятый. – С.203
431. См.: Почекаев Р.Ю. Цари Ордынские. – С.91, 291-292, прим. 202.
432. Утемиш-хаджи. Ук. соч. – С.110-112, 113. Учитывая, что улусы 17 сыновей Джучи располагались не только в Кок-Орде, но и в Ак-Орде, Утемиш-хаджи, по всей видимости, соединяет упразднение огланских уделов по всему Улуг Улусу и передачу управления левым крылом Исатаю-кыяту.
433. Тизенгаузен В. Г. Сборник… Том I. – С.269, 441, 447, 527. Тулун-бия пережила этого своего супруга и была выдана замуж ещё дважды: за эмира Сусуна, выходца из Джучиева улуса, любимца султана ан-Насира, а после его смерти за эмира Омара, сына султанского наместника эмира Аргуна. По данным, подтверждаемым надписью на её мавзолее, она скончалась в январе 1364 (Там же. – С.440, 447, 531, другие источники называют 1340 и 1342 годы).
434. Тизенгаузен В. Г. Сборник… Том I. – С.528. Сообщающий об этом ал-Айни относит посольство Узбека по поводу развода Тулунбии к 1334/1335 г. В таком случае, однако, во-первых, непонятно, почему дештский хан ждал по меньшей мере семь лет, а во-вторых, в хронике правления султана ал-Мелик ан-Насыра из Мюнхенской Королевской библиотеки и в сочинении Алаэддина Могултая указывается, что с 1329 по 1337 г. из Дешта в Египет посольства не прибывали (Тизенгаузен В. Г. Сборник… Том I. – С.267, 269, прим.2)
435. Тизенгаузен В. Г. Сборник… Том I. – Сс.267, 269.
436. Абу Бакр ал-Кутби ал-Ахари. Ук. соч. – С. 105.
437. Там же. – С. 106-107; Фасих Ахмад… Ук. соч. – С.54.
438. Там же.
439. Абу Бакр ал-Кутби ал-Ахари. Ук. соч. – С. 107; Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. – С.143.