Документы времени Джанибека
Талах Виктор
10. Ярлык Джанибека венецианцам от 30 сентября 1342 г.
Вековечного Неба силою, Великой Благодати покровительством, моё, Джанибека, слово Великого Края правого и левого крыла огланам, тем, кто под началом Могул-Буги тысяч, сотен и десятков бекам, даругам-бекам Азака под началом с Черкес-ходжой, сборщикам тамги и весового сбора, заставщикам и караульщикам, многим людям, идущим по какому-нибудь делу, всем.
Грамоту эту получившие венецианские послы, говоря от имени своего предводителя, что государство и народ Венеции во главе с их предводителем в свое время получили от хана, отца нашего, в качестве пожалования землю в Азаке, чтобы жить на ней и строить жилища для сохранения себя и своих товаров, и, предъявляя на то грамоту и пайцзу, они обратились к нам с прошением о пожаловании от нас их купцам разрешения безопасно жить в названном городе Азаке, находясь там вместе со своими товарами отдельно от генуэзцев, получая от нас помощь и покровительство и при совершении законной купли-продажи выплачивая нам по три с сотни.
Выслушав их прошение и признав его исполнимым, мы в соответствии с условиями пожалования покойного хана, отца нашего, объявляем нашим пожалованием им участок земли в Азаке, лежащий вдоль берега Дона от бани Бедреддина до начала еврейского квартала, оттуда вниз по рву до горы, включая саму гору, чтобы они благоустраивали его, производя там любое необходимое им строительство.
Отныне и впредь венецианские купцы, приезжающие торговать в Азак или любую другую подведомственную нам землю, в случае совершения ими купли-продажи обязаны платить нам по три с сотни, а в случае, если купля-продажа не производится, не должны платить ничего. Никто из облеченных нами властью не должен чинить им препятствий в пути следования, при въезде куда-либо или выезде откуда-либо; вообще пусть не досаждают им никоим образом. Они исстари не платили торгового налога с золота, серебра и золотой канители; и ныне нисколько не должны платить.
Также, если продаваемые или покупаемые товары нуждаются во взвешивании, то за правильностью их взвешивания надлежит следить уполномоченным, назначаемым по одному как от нашего сборщика тамги, так и от их консула.
Также, если какая-нибудь сделка сопровождается выдачей или получением торговым посредником задатка, такая сделка считается заключенной и никоим образом не может быть расторгнута.
Также, если случится, что кто-либо из наших подданных затеет ссору с венецианцем, нанесет ему обиду или оскорбление, или же, напротив, поступят какие-либо жалобы на венецианцев от наших людей, пусть тогда правитель Азака и венецианский консул на совместном заседании установят, внимательно взвесят и разрешат все вышеизложенные жалобы, обиды и оскорбления с тем, чтобы не был нанесен ущерб ни отцу за сына, ни сыну за отца.
Также с прибывающих и отбывающих кораблей с одной и двумя мачтами надлежит взимать пошлину согласно прежнему обычаю.
Также, если окажется, что какой-либо венецианец присвоит или купит невыделанную шкуру, то ему надлежит, как это делают генуэзцы, уплатить нам тамгу, наибольше – пятьдесят со ста, а наименьше – сорок [maiori quinquaginta pro centenario et quadraginta minori].
Также, чтобы оградить себя от посягательств со стороны генуэзцев, венецианцам разрешается самим организовать любую, на их полное усмотрение, охрану места своего проживания.
Также, если случится, что какой-нибудь венецианский корабль потерпит в наших владениях крушение, то все товары, которые на нем находились, где и у кого бы они не были обнаружены, венецианцам разрешается самим требовать и без всякого возражения со стороны их новых владельцев получать обратно.
Выданы для постоянного хранения пайцза и грамота с алой печатью.
Написано в год Лошади девятого месяца в первый день прибывающей Луны, когда ставка находилась в Балысыра.
Ходатайство представили восемь беков, а именно: Нангудай, Али, Могул-Буга, Ахмат, Беклемыш, Куртка-бахши, Кутлуг-Тэмур, Ай-Тэмур. Написал я, [?]-бахши.
Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века … – Сс. 72-74.
11. Грамота Тай-Тоглу-хатун епископу Иоанну от 26 сентября 1347 г.
Согласно повелению Джанибека Тай-Тоглу слово Тоглубаю (?)*, туменов, тысяч, сотен и десятков бекам, и даругам-бекам городов, и многим людям, всем.
Этот Иоанн-епископ** за нас богомолец, молится, и от прежних добрых времен и доныне также богомолец, как и люди его. И не касается их ни плата, ни какой сбор, и пусть ничего с них не берут, так как они о нас молитву творят. И то, что мы сказали – пусть все знают.
А если в городах какие сборы, или дела, или насилия им будут, а тебе скажут – то ты слово их выслушай, и по истине дело их рассуди. А если еще от кого к тебе самому на священников или на их людей какой донос придёт, то ты им насилия никакие не чини, пусть они спокойны будут, а за нас молитву творят.
А вы, русские князья с Семеном во главе, как прежде со всеми епископами поступали, так и ныне поступайте.
Так сказав, с личным знаком - нишаном грамоту дали. Написано в год Свиньи, в восьмой месяц в 5-й день убывающей Луны, когда ставка была на Сарыкамыше.
История татар с древнейших времен. Том III. – С. 844.
*В тексте первичного перевода, с которого был сделан список, большая часть перечня адресатов была испорчена или утрачена, а сохранившееся начало первого слова плохо читалось, поэтому переписчик передал его как лишенное смысла таиде, возможно, это искаженное Тавлу[бию], т.е. Тоглу-баю, другая возможность – тъмны[мъ князям], т.е., «бекам туменов».
**В существующей редакции перевода: «митрополитъ», по всей вероятности, результат двойного перевода термина «епископ» – сначала на монгольский или кыпчакский, а затем на русский (см.: Григорьев А. П. Проезжая грамота Тайдулы от 1347 г.: реконструкция содержания // Вестник ЛГУ, Серия 2, История языкознание, литературоведение, Вып. 3 (№ 16). – Ленинград, 1990 – С. 40).
12. Ярлык Джанибека венецианцам от 26 декабря 1347 г.
Вековечного Неба силою, Великой Благодати покровительством, наше, Джанибека, слово, возвещающее повеление Великого Края бекам туменов под началом с Могул-Бугой, тысяч, сотен и десятков, даругам-бекам городов, сборщикам тамги и весового сбора, проезжим послам, многим людям, всем.
Некогда венецианцы обратились к покойному отцу нашему, великому хану Узбеку, с просьбой предоставить их купцам в качестве пожалования отдельное от генуэзцев место в Азаке для ведения торговли, за которую они должны будут выплачивать хану по три с сотни. Они получили на это пожалование, грамоту и пайцзу. Затем они обратились к нам с прошением о пожаловании, повторяющем условия предыдущего, и получили на то нашу грамоту и пайцзу. Впоследствии один из венецианцев совершил злодеяние, в наказание за которое мы на несколько лет запретили их торговцам приезжать в Азак. В настоящее время правительство Венеции известило нас о том, что оно устрашило того злодея, и просит нас о новом пожаловании в пользование земли в Азаке, руководствуясь условиями, изложенными в первой нашей грамоте, с тем чтобы по отношению к венецианским торговцам не применялись бы ни насилие, ни оскорбления. Со своей стороны они должны выплачивать нам тамгу по пять с сотни, а весовой сбор – сообразно с прежним обычаем.
Наше, Джанибека, слово, сохраняющее силу и на море: Когда на ваших, венецианских, навах и галеях перевозятся мусульманские паломники и торговцы, пусть не причиняются им насилие и ущерб. Вам не следует причинять ущерб и по отношению к приморским селениям Монгольского государства. Если же кто-нибудь из венецианцев причинит ущерб нашим подданным, вы сами должны разыскать, захватить и выдать преступника нам. В случае, если вы не в состоянии его схватить, вам надлежит известить об этом нас, чтобы сын не понес наказание за отца, отец – за сына, а старший брат – за младшего.
Выслушав их прошение и признав его исполнимым, мы, в соответствии с прежними пожалованиями, объявляем нашим пожалованием им для проживания в Азаке участок земли, расположенный вдоль берега реки Дон, на восток от бани Сафаэддина 100 шагов в длину и 70 шагов в ширину.
Отныне и впредь венецианские купцы, производящие в Азаке законную торговлю, должны выплачивать нам тамгу по пять с сотни. Выплата ими весового сбора производится согласно прежнему обычаю. В случае, если торговля ими не производится, наши сборщики тамги ничего не должны с них взыскивать.
Никоим образом нельзя препятствовать въезду и выезду их повозок с товарами в город и из него. С каждой повозки при этом взимается весовой сбор согласно прежнему обычаю. Они исстари не платили торгового налога с золота, серебра и золотой канители; и ныне нисколько не должны платить. С товара, который взвешивается на весах, после взвешивания должны взиматься тамга по пять с сотни и весовой сбор согласно прежнему обычаю. Наш начальник таможни и венецианский консул Азака обязаны назначать честных людей по одному от каждой из сторон, которым надлежит внимательно наблюдать за правильностью взвешивания.
После выдачи торговым посредником задатка торговая сделка считается заключенной и никоим образом не подлежащей расторжению.
Мы предписываем взимать плату с прибывающих и отбывающих венецианских кораблей, сообразуясь с прежним обычаем, когда в расчет принимается количество, две или одна, мачт на корабле.
Если венецианец приобретает невыделанную шкуру, он обязан выплатить нам тамгу: за большую шкуру по пятьдесят с сотни, за малую – по сорок с сотни.
Если случится, что кто-либо из наших людей в Азаке поссорится с кем-нибудь или подаст жалобу на кого-нибудь из венецианцев, то на совместном заседании даруги Азака и венецианского консула надлежит тщательно разобраться с делом и по справедливости разрешить его так, чтобы не пострадал отец за сына или сын за отца.
Если случится, что какой-нибудь венецианский корабль потерпит в море крушение, то ни население Азака, ни даруга города, ни кто-либо еще не имеет права присваивать выброшенные морем вещи, наносить им ущерб и даже притрагиваться к ним.
Пусть венецианцы сами организуют и осуществляют охрану своего участка в Азове, и генуэзцы не должны тому препятствовать.
После такого нашего распоряжения пусть никто из власть имущих не посмеет оказать неповиновение этой грамоте, а кто не повинуется – непременно да будет устрашен! Также и эти венецианцы под предлогом обладания грамотой бесчинства в городах Великого Края пусть не совершают. Совершившие их – да будут непременно устрашены!
Милостиво выдана грамота с алыми печатями. Написано в год Свиньи среднего месяца зимы убывающей Луны в 9-й день, когда мы находились в Гюлистане.
Ходатайство о пожаловании представляли Могул-Буга, Ягалтай, Кутлуг-Буга. Писал (?)-бахши.
Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века … – Сс. 119-120.
13. Ярлык Тай-Тоглу-ханум митрополиту Феогносту от 4 февраля 1351 г.
Согласно повелению Джанибека Тай-Тоглу слово Великого Края бекам улусов, и даругам округов, и городов, и селений, и сборщикам тамги, и берегового сбора, и проезжим послам, и всякому, кто для чего-либо к кому-нибудь придёт.
С давних и добрых времен и доныне за то, что молятся богомольцы и весь священнический чин, они никаких пошлин не знают – самому Богу молятся за весь род и племя наши. В связи с этим Феогноста митрополита хан пожаловал и с алой печатью грамоту дал. И мы, предыдущих грамот не переиначивая, Феогносту-митрополиту с личным знаком - нишаном дали грамоту. И как сядет во Владимире, пусть молится Богу за Джанибека, и за нас и за детей наших пусть молитву возносит.
А пошлина его не касается, ни подводная повинность, ни корм, ни запрос, ни какого-либо дара и почестия никакого не даёт ни он, ни люди его. А земель его, ни вод, ни огородов, ни садов, ни мельниц пусть никто, кто бы он ни был, не отнимает, ни насилий, ни притеснений им никаких не творит и не отбирает у них ничего. Так мы сказали. А кто беззаконно учинит какое-нибудь насилие или пошлину придумает – да остерегается умереть! И ты, Феогност-митрополит, скажешь, что так пожалован. А какие к тебе не имеют отношения огороды, сады, воды, земли, если относительно их сам что-нибудь неправильно учинишь, то, что будет, сам знаешь. А за нас Богу молитву возноси.
По этому поводу на утверждение дали письменную грамоту с нишаном в год Зайца месяца арама в восьмой день прибывающей Луны, когда ставка была в Сарае.
А письменное ходатайство представляли Тог-Буга, Ак-Ходжа, Мухтар, Учугу, карачии.
История татар с древнейших времен в семи томах. Том III. – С.845.
14. Проезжая грамота Тай-Тоглу-ханум митрополиту Алексею от 11 февраля 1354 г.
Согласно повелению Джанибека Тай-Тоглу слово бекам туменов, тысяч, сотен и десятков, и даругам-бекам городов, и проезжим послам, и многим людям, всем.
Когда этот митрополит Алексей пойдет к Царьграду, то кто бы где ни был, пусть ему не препятствует и никаких насилий над ним не учиняет. А где ему доведется остановиться, пусть никто его не трогает, и людей у него не забирает, и коней у него не отбирает и ничего другого, а обеспечивает покой, так как он за Джанибека, и детей его, и за нас молитву творит. Так мы повелели!
А кто всё-таки насилие учинит, тот по Великой Ясе будет держать ответ.
Так сказав, грамоту с личным знаком - нишаном дали. Написано года Лошади месяца арама во второй день убывающей Луны, когда ставка была в Гюлистане. Темир-Ходжа представил ходатайство.
История татар с древнейших времен в семи томах. Том III. – С.846.