По зову совести
На ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС задействованы и строители из Главукрнефтегазстроя. О том, как решают они поставленные перед ними неординарные задачи, рассказывает заслуженный строитель Украинской ССР, управляющий трестом «Укртрубопроводстрой» В.А.Сергиенко.
– Полученное задание было необычным. Вечером восьмого мая мне домой позвонил начальник Главукрнефтегазстроя Ю.П.Кудряшов. Суть дела изложил кратко: «Необходимо оперативно уточнить обстановку, организовать доставку техники и людей, развернуть работы». Аналогичные оповещения были переданы руководителям трестов «Укрвостокнефтегазстрой» Б.С.Ланге в Полтаве и «Укркомплектмонтаж» Л.И.Лапицкому в Боярке.
Подробную информацию получили, связавшись по телефону со штабом ликвидации последствий аварии в Чернобыле, работающим круглосуточно. Из нее следовало, что в самые сжатые сроки трассовикам предстоит сварить полтора километра стального трубопровода диаметром 200 миллиметров для подачи цементного раствора к четвертому блоку АЭС. Значит, работать предстоит в самой горячей точке и привлекать надо только добровольцев.
В ту ночь многие рабочие из СМУ-11, приехавшие в Киев провести праздник с семьями, были разбужены телефонными звонками. Тех, кто не имел домашнего телефона, объезжал на своем автомобиле начальник управления О.П.Ахрименко. Услышав суть дела, спрашивали коротко: «Когда и куда явиться?». Такая же картина была той ночью в Полтаве, Боярке, Днепропетровске, Кривом Роге и других городах, где базировались подразделения или находились объекты Главукрнефтегазстроя. Тщательно отбирадись лучшие сварщики, водители, электрики и другие специалисты. И уже утром девятого мая из Киева вышла и взяла курс на Чернобыль колонна машин с техникой и людьми. Вели ее руководители главка, трестов, привлеченных подразделений.
Пройдя инструктаж в штабе, начали разворачивать технику. Только сварочных постов привезли с собой свыше тридцати. Необычность поставленной задачи требовала и неординарных технических решений. Так, например, в столь сжатые сроки невозможно было доставить на место тяжелые трубоукладчики. Приняли решение использовать вместо них автокраны, и крановщики В.Лобанов, А.Потапенко, В.Позняк и другие отлично справились с непривычной ролью.
В тот же день к вечеру были сварены первые стыки. Теперь главное зависело от сварщиков. И на них можно было положиться. Подлинных мастеров своего дел делегировали для выполнения ответственного задания Днепропетровское СУ-12, Полтавское СУ-9, Боярское СМУ-24, Киевское СМУ-11. Возглавил сформированную из них бригаду коммунист, опытный трассовик с многолетним стажем О.Климочко. Сварили трубы, подменяя друг друга, без перерывов. И уже через сутки рапортовали о выполнении задания. То есть, в сроки, никакими нормативами не предусмотренные.
Сейчас принято решение часть нашей техники и людей, естественно, с их личного согласия привлечь для выполнения и других работ по ликвидации последствий аварии на АЭС. Конечно, это в какой-то мере ослабляет наши ресурсы на основных объектах. Но тем не менее, строители полны решимости, не считаясь ни с какими трудностями, сдать их в эксплуатацию в запланированные сроки.
Правда Украины, 1986 г., 21.05, № 115 (13385).