Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Свести опасность к минимуму

Б.Алексеев

[Від такого ж чую]

В истории человечества не было научного события, более значительного по своим последствиям, чем проникновение в мир атома и овладение его энергией. Научно-техническая революция, которую мы ныне переживаем, во многом основывается на атомной науке и технике.

Одной из основ научно-технического прогресса является энерговооруженность общества, что требует крупномасштабного развития ядерной энергетики. Начало ей положил пуск в нашей стране 27 июня 1954 года первой в истории атомной электростанции. В настоящее время в различных государствах работает около 370 энергетических реакторов разного типа. Предполагается, что к 2000 году ядерная энергетика будет обеспечивать около 20 процентов выработки электроэнергии в мире, причем в отдельных странах ее доля будет значительно выше.

Но одновременно возникают и новые заботы – о безопасности АЭС для населения, о предотвращении загрязнения окружающей среды радиоактивными продуктами деления. Более чем тридцатилетний опыт использования ядерной энергетики показывает ее жизнеспособность и безопасность. Ученые и конструкторы продолжают работать над их дальнейшим повышением. Однако при использовании любой новой и сложной техники никто не может говорить об абсолютной надежности и безопасности. Человечеству приходится платить за технический прогресс, но остановить его оно не может.

В 1947 году в Техас-Сити (США) произошел взрыв нитрата аммония. Погибло 576 человек, еще 2 000 человек получили серьезные ранения. В 1979 году в Миссисауге близ Торонто (Канада) крушение поезда, перевозившей жидкое топливо, нефтехимические продукты и хлор, привело к эвакуации из пораженной зоны около 250 тысяч человек. Однако даже под влиянием таких крупномасштабных аварий никто не думает отказываться от использования химических продуктов или железных дорог.

Нормальная реакция на подобные случаи – не злопыхательство, а желание выяснить причины, разработать и принять меры для предотвращения их в будущем.

К сожалению, определенные круги в США и ряд их союзников по НАТО решили использовать аварию, происшедшую на четвертом блоке Чернобыльской АЭС, совсем в иных, прямо скажем, политически нечистоплотных целях.

Несомненно, в Вашингтоне понимают и неизбежность технического прогресса, и необходимость ядерной энергетики, и вероятность аварий. Они также понимают, что объективная информация об аварии будет служить повышению безопасности ядерной энергетики и в их стране. Тем не менее политики, стоящие в США у власти, считают, что в попытках нанести ущерб СССР и его союзникам хороши любые средства.

Известно, к примеру, что Советский Союз оказывает содействие социалистическим странам в создании ядерной энергетики, как и помощь другим дружественным странам в мирном использовании атомной энергии. И вот определенные американские политические круги с помощью средств массовой информации (а вернее, дезинформации) пытаются посеять сомнения в компетентности советских специалистов и надежности советского оборудования. Немалые пропагандистские усилия были употреблены и на то, чтобы попытаться переключить внимание участников общественного движения за запрещение испытаний ядерного оружия и ядерное разоружение на якобы имевшееся в Советском Союзе невнимание к вопросам безопасности ядерной анергетики, отвлечь людей от сопоставления последствий аварии с тем, что произойдет в случае возникновения ядерной войны.

Одновременно была развернута кампания и по поводу якобы «несвоевременности» и «недостаточности» представляемой нашей страной информации об аварии. При этом умышленно закрывались глаза на то, что для получения такой информации требуется время.

Проявляя на словах заботу о людях, администрация США на деле препятствует международному сотрудничеству в области ядерной безопасности. Так, например, член консультативного комитета по мерам безопасности на ядерных реакторах – консультативного органа при комиссии по ядерному регулированию США – Гарольд Льюис заявил, что примерно два месяца назад он в неофициальном порядке пригласил советских ученых на организуемую им международную конференцию по проблемам ядерной безопасности. Советские ученые дали согласие, однако комиссия сказала «нет».

Раздувание масштабов аварии на Чернобыльской АЭС показалось выгодным и для тех кругов в США, которые занимаются ядерной энергетикой. Они надеются, что таким образом сумеют отвлечь внимание от ставших в последнее время многочисленными аварий на американских АЭС, причинами которых являются и дефекты оборудования, и недостаточная квалификация персонала, и пренебрежение мерами безопасности.

Не далее как 4 мая был опубликован доклад комиссии по ядерному регулированию США, в котором перечислено двенадцать наиболее серьезных аварий, происшедших в истекшем году на американских ядерных установках. Речь идет о самых различных случаях – от выхода из строя системы охлаждения 9 июня 1985 года на АЭС «Дэвис-Бесс», где дело едва не дошло до расплавления тепловыделяющих элементов, до преждевременного достижения критичности во время пуска АЭС «Саммер-плант» 28 февраля 1985 года.

Председатель подкомитета по экономии энергии комитета по энергетике и торговле палаты представителей Эдвард Марки, по просьбе которого был подготовлен названный доклад, отметил, что «истекший год был самым неудачным с точки зрения безопасности на объектах американской атомной промышленности со времени катастрофы в 1979 году на острове Тримайл. Количество и степень серьезности инцидентов, имевших место в истекшем году, слишком велико, чтобы можно было относиться к этому спокойно».

Кое-кто в США явно хочет, чтобы были забыты и другие аварии. Вот некоторые наиболее серьезные из них:

24 июня 1959 года – расплав части топливных элементов в результате выхода из строя системы охлаждения на экспериментальном энергетическом реакторе в Санта-Сюзана, штат Калифорния.

3 января 1961 года – взрыв пара на экспериментальном реакторе около Айдахо-Фолс, штат Айдахо. Погибло трое.

5 октября 1966 года – частичное расплавление активной зоны в результате выхода из строя системы охлаждения на реакторе «Энрико Ферми» неподалеку от Детройта.

19 ноября 1971 года почти 200 тысяч литров загрязненной радиоактивными веществами воды из переполненного хранилища отходов реактора в Монтиселло, штат Миннесота, вытекло в реку Миссисипи.

28 марта 1979 года – частичное расплавление активной зоны из-за утечки теплоносителя на реакторе «Тримайл айленд».

7 августа 1979 года около 1 000 человек получили дозу облучения в пять раз выше нормы в результате выброса высокообогащенного урана с завода по производству топлива около Эрвинга, штат Теннесси.

25 января 1982 года в результате разрыва трубы парогенератора на реакторе «Джинах», близ Рочестера, произошел выброс радиоактивного пара в атмосферу.

В преувеличении масштабов аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствий заинтересованы также те, кто выступает вообще против развития ядерной энергетики. Это прежде всего могущественные нефтяные монополии, которые рассчитывают, что напуганные американцы будут протестовать против строительства АЭС, ратуя за тепловые электростанции на нефти и газе, что поможет этим монополиям компенсировать большие потери из-за падения цен на нефть.

При всем том в нашей стране, конечно, не забудут, что граждане многих западных стран, в том числе и американцы, трезво оценив происшедшее, не только выразили сочувствие советским людям, но и осудили развернутую в США антисоветскую кампанию.

Советский Союз, один из инициаторов создания Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), всегда поддерживал его деятельность и активно участвовал в его работе, в частности в области ядерной безопасности. Сразу после аварии в СССР были приглашены представители МАГАТЭ во главе с генеральным директором X.Бликсом. Им была предоставлена возможность ознакомиться с положением дел на АЭС и мерами, принимаемыми для ликвидации последствий аварии. Свою объективную оценку положения дел они довели до сведения мирового сообщества.

Чернобыль показал необходимость дальнейших усилий по созданию международного режима безопасного развития ядерной энергетики. Выступая 14 мая по советскому телевидению, М.С.Горбачев выдвинул комплекс конкретных предложений по этой проблеме, которые отвечают интересам всего человечества. Наша страна выступает за налаживание системы оперативного оповещения и предоставления информации в случае аварии и неполадок на АЭС, в особенности, когда это сопровождается выходом радиоактивности. Советский Союз – за отлаживание международного механизма как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в целях быстрейшего оказания взаимной помощи при возникновении опасных ситуаций; за созыв высокоавторитетной специальной международной конференции в Вене под эгидой МАГАТЭ для обсуждения всего этого комплекса вопросов; за повышение роли и возможностей МАГАТЭ; за более активное подключение к мерам по обеспечению безопасного развития мирной ядерной деятельности ООН и таких ее специализированных учреждений, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Нельзя забывать, однако, что наряду с проблемой атома мирного есть более грозная проблема атома военного и уже существующие ядерные арсеналы таят в себе катастрофы куда более страшные, нежели то, что произошло в Чернобыле. Учитывая все обстоятельства, связанные с безопасностью как нашего народа, так и всего человечества, Советский Союз объявил о продлении своего одностороннего моратория на ядерные испытания, призвав США также прекратить такие взрывы. При этом Генеральный секретарь ЦК КПСС подтвердил сделанное ранее президенту США предложение о встрече с тем, чтобы договориться о взаимном запрете ядерных испытаний. Договоренность на этот счет явилась бы значительным шагом на пути устранения ядерной угрозы.

Правда, 1986 г., 21.05, № 141 (24763).