10. Большие панно
Яремич С. П.
1896 год был особенно важен в жизни Врубеля. В этом году он женился на Надежде Ивановне Забеле и создал ряд громадных картин. Врубель познакомился со своей будущей женой в январе 1896 г.; Надежда Ивановна в то время пела в частной опере. Сделав предложение, Врубель вскоре уехал в Нижний Новгород писать огромные панно, заказанные ему Мамонтовым для Нижегородской всероссийской выставки. Сохранилось письмо Врубеля того времени к сестре: оно рисует, какие затруднения делались Врубелю, а также его настроение, полное решимости и пренебрежения молвой.
К ночи (авторское название – Лошади). 1900 г.
«Прости мне, что так долго оставил тебя в неизвестности о своей судьбе. Твоё приглашение попрощаться уже не застало меня в Москве, – я был в Нижнем, откуда вернулся только 22-го. Работал и приходил в отчаяние; кроме того, академия воздвигла на меня настоящую травлю, так что я всё время слышал за спиной шиканье. Академическое жюри признало вещи слишком претенциозными для декоративной задачи и предложило их снять. Министерство финансов выхлопотало Высочайшее повеление на новое жюри, не академическое, но граф Толстой и Вел. Князь Владимир Александрович настояли на отмене этого повеления. Так как в материальном отношении (Мамонтов купил у меня эти вещи за 5000 руб.) этот инцидент кончился для меня благополучно, то я и уехал из Нижнего, до сих пор не зная, сняли ли панно или только завесили. Теперь работаю Морозовское панно и, вероятно, выберусь за границу к Н. И. не раньше конца июня; свадьба не раньше 30-го. Конечно, из 5 тысяч мне осталось получить только 1 тысячу, из которой получил 500, триста послал Наде и 100 Лиле; и этим я совершенно утешен в моём фиаско».
Скульптура «Волхова». 1899 г.
Нижегородские панно, изображающие одно – «Микулу Селяниновича», а другое «Принцессу Грёзу», были всё-таки выставлены в особом павильоне, устроенном для них Мамонтовым. Оба панно имеют сверху закруглённую форму и представляют каждое правильный полукруг. Композиция Микулы Селяниновича отличается чрезвычайной простотой: левую часть полукруга занимает сам Микула и рядом стоящая лошадь его, с развевающейся по ветру гривой, запряжённая в соху; правую часть занимает Вольга на лошади и поодаль – мчащиеся его дружинники. Картина полна глубокой монументальной величавости и впечатлением далёкой, пустынной степи. Фоном «Микулы» является степь, в картине же «Принцесса Грёза» удивительно выражено ощущение моря. Его почти не видно, оно выражено лишь несколькими условными гребнями волн, бьющими на первом плане в корабль, но во всём, – в расположении на корабле фигур и в задумчивых обликах их и недвижности, удивительно чувствуется морской вечерний ритм.
Я берег покидал туманный Альбиона,
Казалось, он в волнах свинцовых утопал,
За кораблём вилася Гальциона
И тихий глас её пловцов увеселял.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье
Ко страже, дремлющей под говором валов,
Всё сладкую задумчивость питало.
Как очарованный у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало,
Светила севера любезного искал.
И вдруг, то был ли сон?..
Возвратившись из Нижнего Новгорода в Москву, Врубель сейчас же получил от Морозова заказ пяти больших декоративных панно на сюжет Фауста и исполнил их с той же поразительной быстротой, как и нижегородские вещи. Эти панно состоят из двух, почти квадратных, и трёх, предназначенных для узких простенков, частей. На одном широком панно изображены Фауст и Маргарита в саду, на другом – полёт Фауста и Мефистофеля на конях над средневековым городом. На узких панно изображён Фауст в первой сцене, Мефистофель с учеником и плачущая Маргарита. Эти панно отличаются, при прекрасном рисунке, большей беглостью, меньшей углублённостью, чем другие вещи Врубеля, но совершенно неправильно мнение, что это плохие вещи. В них выражено, напротив, в полной мере присущее Врубелю остроумие замысла и компоновки. В «Полёте», например, поразительно передано неслышно стремительное движение летящих, дьявольская прыть Мефистофеля и глубокая сосредоточенность Фауста. Таких бесподобных голов, как выражение лица и тип Фауста, немного во всём европейском искусстве. Голова эта, по силе сосредоточенной в ней мысли, напрашивается на сравнение с дивной головой, хотя и иного строя, в произведении Карпаччо – св. Георгий, умерщвляющий дракона.
Окончив панно, Врубель поехал в Швейцарию, где была Надежда Ивановна, и венчался в Женеве 28 июля. Затем Врубели проехали через Италию и Грецию, и к осени возвратились в Россию.
Весной Морозов заказал Врубелю три новых больших панно: Утро, Полдень и Вечер. Врубель поехал с женой в Рим и там написал первое панно – День. В мае Врубели возвратились в Россию. Они получили приглашение провести лето в Черниговской губернии, в имении Ге, родственников Надежды Ивановны. Здесь Врубели проводили лето 1897 г. и нескольких следующих годов. Зимами они жили в Москве, где Надежда Ивановна пела на сцене, а Михаил Александрович, кроме самостоятельных работ, сочинял для театра декорации и костюмы.
Театром он увлекался всегда, но теперь это увлечение превратилось в страсть, благодаря тому, что жена пела на сцене и, следовательно, интересы театра были на первом плане. В одном из писем жена художника отмечает чрезмерность этого увлечения.
«Миша так занят этими декорациями, которые я теперь ненавижу, что я даже никогда его не вижу, думаю, что ему скоро это надоест и он бросит, и, хотя мы лишимся 400 руб. в месяц, но я почти рада, чтобы он занялся чем-нибудь другим, он слишком утомляется, раздражается».
Полёт Фауста и Мефистофеля. Фрагмент. 1896 г.
Работал Врубель один, без помощников. Приходилось закрывать самому большие площади холста – труд тяжёлый прямо физически. При помощи Врубеля были исполнены постановки «Тангейзера», «Царя Салтана», «Аси» Ипполитова-Иванова и мн. др. Мне, к сожалению, не удалось увидать ни одной из этих постановок, но костюмы, которые мне приходилось видеть, по остроумию выдумки, по сочности деталей, рассчитанных на далёкое расстояние, и по доступности средств, превосходит всё мною виденное в этом роде. Художник, помимо понимания разнообразных форм костюма, знал в совершенстве свойства и качества различных материалов, из которых должен быть изготовлен костюм.