Список произведений Врубеля
Игорь Грабарь
С пояснительными к ним примечаниями
Около 1877 г.
– Художник с одним из своих университетских товарищей. Рисунок пером. (Собств. А.А. Врубель).
– Маргарита. Рисунок пером. (Собств. С.П. Яремича в С. Петербурге).
1882 г.
– Введение в храм. Акварель. (Музей Академии Художеств).
– Античный мотив. Акварель.
– Автопортрет. Акварель.
– Женский портрет. Акварель.
– Портрет студента. Акварель.
// Все четыре работы – Собств. Н.И. Врубель //
1883 г.
– Пирующие римляне. Акварель. (Музей Академии Художеств).
– Автопортрет. Акварель. (Собств. Н.И. Врубель).
– Портрет г-жи Кнорре. Акварель. (Собрание А.В. Прахова в Киеве).
– Натурщица. Акварель. (Собрание И.Н. Терещенко в Киеве).
– За кружкой пива. Акварель. (Собств. С. Толочинова в Киеве).
1884 г.
– Благовещение. Акварель и масло. (Собрание В.С. Кульженко в Киеве). Композиция в византийском стиле, исполненная в виде испытания перед началом работ в Кирилловской церкви в Киеве.
Произведения, исполненные в Кирилловской церкви:
– Сошествие Св. Духа – на коробовом своде хор.
– Два ангела с лабарами – в крестильне на хорах.
– Христос – в полукруге над входом в крестильню.
– Голова пророка Моисея – под Сошествием Св. Духа
– Голова царя Соломона – между окон на хорах.
– Вход Господень в Иерусалим – часть композиции, изображающая группу апостолов.
– Надгробный плач – в аркосолии паперти.
– Картон для Богоматери в иконостасе Кирилловской церкви. (Собрание кн. С.А. Щербатова).
– К 1884 г. относится небольшой альбом с целым рядом карандашных набросков. Н.И Мурашко, которому принадлежал альбом, раздарил значительную часть листков друзьям и знакомым. В настоящее время альбом принадлежит г-же Мурашко в Киеве. В альбоме ещё осталось среди мало законченных набросков два необыкновенно экспрессивных этюда для голов апостолов к Сошествию Св. Духа.
– Карандашный этюд для головы Богоматери (Собств. Е.А. Праховой в Киеве).
– Другой этюд для той же головы. Карандаш. (Собств. Е.А. Праховой в Киеве).
– Е. А. Праховой принадлежит целый ряд акварелей и рисунков Врубеля – это этюды цветов, тканей, портреты, пейзажи и пр. Около 60 листов всего и, большею частью, превосходного качества. Исполнены эти работы в 1884 и 1885 г.
1885 г.
– Демон. Масло. (Уничтожено художником). По словам Н.К. Пимоненко, Демон был в сидячем положении, со сложенными на коленях руками и по типу очень близко походил на скульптурного Демона в собрании А.Н. Боткиной.
– Женский портрет с зелёной лампой. Акварель. (Собств. Е.А. Праховой в Киеве).
Четыре образа в иконостасе Кирилловской церкви:
– Христос. Масло.
– Богоматерь с младенцем. Масло.
– Св. Кирилл. Масло.
– Св. Афанасий. Масло.
1886 г.
– Набросок портрета. Перо. (Собств. Г. Трифановского в Киеве).
– Восточная сказка. Акварель. (Собрание В.Н. и Б.И Ханенко в Киеве).
– Мужской портрет в старинном костюме. Неоконченная акварель, написанная на задней стороне предыдущей работы.
– Девочка на фоне персидского ковра. Масло. (Собрание И.Н. Терещенко в Киеве). Девочка изображает портрет дочери владельца ссудной кассы в Киеве – г. Дахновича. Н.К. Пимоненко рассказывал, что Врубель этот портрет очень часто называл «Княжна Мери».
– Проект росписи купола. Акварель. (Собрание А.И. Боткиной в С. Петербурге).
– Портрет художника Ап. М. Васнецова. Карандаш. (Собрание И.С. Остроухова в Москве).
– Портрет художника Н.К. Пимоненко. Карандаш. (Собств. Н.К. Пимоненко в Киеве).
– Семья Я.В. Тарновского за карточным столом. Карандаш. (Собств. А.В. Палибина в Киеве).
1887 г.
Эскизы для Владимирского собора
– Надгробный плач. Триптих с фигурами Спасителя и Богоматери посредине и с двумя фигурами в каждой из боковых частей. Акварель. (Киевский Художественно-Промышленный музей).
– Надгробный плач. Вариант с пейзажным фоном. Акварель. Там же.
– Надгробный плач. Второй вариант с фигурой Богоматери на первом плане. Акварель. Там же.
– Надгробный плач. Третий вариант с фигурой Богоматери на втором плане. Акварель. Там же.
– Воскресение. Триптих с спящими воинами внизу. Акварель. Там же.
– Воскресение. Фрагмент варианта того же эскиза. Верхняя часть отрезана и остались лишь фигуры сидящих воинов. Головы Христа и обоих ангелов не достаёт. Акварель. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).
– Воскресение. Вариант без спящих воинов. Акварель. (Киевский Художественно-Промышленный музей).
– Сошествие Св. Духа. Рисунок карандашом. Там же.
– Ангел с кадилом и со свечой. Акварель. Там же. Существует копия с ангела (собств. В.В. Переплётчикова в Москве), в совершенстве передающая манеру Врубеля, исполненная В.Д. Замирайло. На копии написано рукой Врубеля – «Врубель-Замирайло». История этой подписи такова: однажды Врубель зашёл к Замирайло (это было в Москве в середине 90-х годов) и, увидев своего Ангела, спросил, предполагая, что это оригинал, – «откуда это у вас?» А когда узнал, что это копия, пришёл в восхищение, взял перо и подписал свою фамилию и фамилию Замирайло.
1888 г.
– Гамлет и Офелия. Масло. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).
– Муза. Масло. (Собрание А.В. Прахова в Киеве).
– Богоматерь (Оранта). Масло. (Собрание А.В. Прахова в Киеве).
– Христос в Гефсиманском саду. Уголь. (Собств. Архитектора И.С. Кузнецова в Москве).
– Орнаментальный мотив с ангелами, для Владимирского собора. Акварель. (Собств. В.Д. Замирайло в Москве).
– Орнаментальный мотив с павлинами, для Владимирского собора. Акварель. (Собств. доктора Станиславского в Киеве).
1888-1889 гг.
– Орнаменты в боковых наосах Владимирского собора.
1889 г.
– Театр. Акварель. (Собств. С.С. Мамонтова в Москве).
– Автопортрет. Акварель. (Собств. Н.И. Врубель в С. Петербурге).
– Восточный танец. Акварель. (Собств. Г.И. Квятковского).
– Эскиз для постановки пьесы «Саул». Пьеса написана С.И. и С.С. Мамонтовыми и была поставлена на частной сцене С.И. Мамонтова 6 января 1890 г. Декорации всех четырёх актов написаны были Врубелем, по его же эскизам, а рисунки для костюмов сделала Е.Д. Поленова. Подробнее см. в обильно иллюстрированном издании С.И. Мамонтова «Хроника нашего художественного кружка», Москва, 1894.
1890 г.
– Сидящий Демон. (Собрание В.О. Гиршмана в Москве).
– Иллюстрации к Лермонтову. Рисунки тушью. Лучшие из рисунков этой замечательной серии, принадлежавшей покойному П.П. Кончаловскому и ныне разрозненной, находятся сейчас в собрании И.А. Морозова, а именно: «Демон и Тамара», «Голова Демона», «Демон у монастыря», «Несётся конь быстрее лани», «Тамара в гробу» и «Дуэль Печорина с Грушницким». Превосходные рисунки находятся также в собрании Е.П. Ясеновской в Петербурге. Особенно хороши «Танец» и «Голова Тамары». Один рисунок из той же серии есть в собрании М.К. Морозовой – «Демон и Тамара». В том же собрании есть ещё рисунок, относящийся к «Лермонтовской» эпопее мастера и изображающий Лермонтова среди друзей. Рисунки на Лермонтовскую тему есть и в собрании М.П. Рябушинского в Москве. 7 рисунков находятся в собрании В.О. Гиршмана в Москве: «Герой нашего времени», два варианта «Измаила бея» и четыре варианта «Демона».
– Демон. Скульптура. (Собрание А.П. Боткиной в С. Петербурге).
– Падший Демон. Акварель. (Собрание И.С. Остроухова в Москве).
– Набросок Демона. Уголь. (Собств. С.С. Мамонтова в Москве).
1891 г.
– Хождение по водам. Акварель. (Третьяковская галерея).
– Эскиз для театрального занавеса. Акварель. (Третьяковская галерея). Кроме этого эскиза, довольно близко напоминающий знаменитый занавес Врубеля в Солодовниковском театре, погибший во время пожара, существуют ещё несколько вариантов-подходов к теме, сильно занимавшей художника.
– Эскиз для театрального занавеса. Очень сложная и законченная акварель с античными фигурами на фоне моря. (Собрание И.И. Трояновского, вариант её – в собрании В.О. Гиршмана).
– Эскиз для театрального занавеса. Акварель. (Собрание В.П. Шкаффера в Москве).
– Проект дома на Спасской Садовой.
– Львы. Майолика в воротах того же дома.
1892-1893 гг.
– Эскиз декорации для постановки комедии «Виндзорские кумушки». Акварель. (Собрание И.И. Трояновского в Москве). Этот эскиз сделан художником в Риме для предполагавшейся, но несостоявшейся постановки этой пьесы на частной сцене С.И. Мамонтова.
– Суд Париса. Масло. (Собрание М.К. Морозовой в Москве).
– Венеция. (Музей Имп. Александра ІІІ).
1894 г.
– Экран для камина. Масло. (Собств. А.С. Мамонтовой в Абрамцево).
– Эскиз экрана для камина. Акварель. Вариант на тему «Царевна Лебедь» (Собрание А.Г. Голикова в Москве).
– Испания. Масло.
– Декорация и постановка живой картины «Отелло» в доме С.И. Мамонтова.
– Завтрак на воздухе. Масло. (Собрание И.И. Трояновского в Москве). Небольшой мастерски набросанный этюд, изображающий кружок друзей художника – семью П.М. Третьякова, С.С. Мамонтова и семью маркиза де Пассано, среди деревьев на вилле маркиза де Пассано, около Генуи.
– К этому году относятся довольно большие серии блестящих этюдов-миниатюр, писаных маслом на дощечках, во время путешествия мастера в Париж, по Средиземному морю и в Афины.
– В собрании И.И. Трояновского есть ещё четыре этюда из этой серии: «Nervi» [Нерви], «Восхождение на Везувий», «Акрополь» и «Дорога среди кактусов».
– В собрании И.С. Остроухова есть также два этюда: Porto Fino [Портофино] и Еlbо [Елбо], – две прелестные марины. Несколько дальнейших этюдов есть в собрании В.В. фон Мекка и кн. С.А. Щербатова.
– Женский портрет в красном. Акварель. (Собрание Н.В. Мещерина в Москве).
– Спящий человек. Карандаш. Портретный набросок с С.С. Мамонтова, которому рисунок и принадлежит.
– Портрет С.С. Мамонтова. Карандаш. Неоконченный рисунок. (Собств. С.С. Мамонтова в Москве).
– Болотные огни. Масло. (Собств. С.С. Мамонтова в Москве).
1895 г.
– Декорации для оперы «Гензель и Гретель».
– Гензель и Гретель. Акварель. Портреты Т.С. Любатович и Н.И. Врубель. (Собрание А.Г. Голикова в Москве). Для оперы С.И Мамонтова художник сделал множество костюмных рисунков, большею частью, к сожалению, погибших. Шесть из них, сделанных акварелью, сохранились в собрании режиссёра Московского Большого театра В.П. Шкаффера. Костюмный рисунок «Царевич Гвидон», исполненный акварелью с золотом, есть у В.А. Поповой в Москве.
– Ромео и Юлия. Эскиз для цветных стекол. Акварель. (Собрание Ф.О. Шехтеля в Москве).
– Рыцарь. Эскиз для цветных стекол. Акварель. (Собрание Ф.О. Шехтеля в Москве).
– Гадалка. Масло. (Третьяковская галерея).
– Микула Селянинович. Эскиз для панно. Акварель. (Собрание В.В. фон Мекка в Москве).
– Микула Селянинович. Эскиз для панно, вариант. Акварель.
1896 г.
– Микула Селянинович. Панно. Масло. (Собрание М.П. Рябушинского в Москве).
– Микула Селянинович. Картон для панно. Акварель.
– Принцесса Грёза. Панно. Масло. (Собств. С.И. Мамонтова в Москве).
– Принцесса Грёза. Картон для панно. Акварель.
– Фауст и Маргарита в саду. Масло. (Большие панно, исполненные для дома А.В. Морозова. Ныне в собрании М.К. Морозовой в Москве).
– Фауст.
– Маргарита.
– Мефистофель и юноша.
– Полёт Фауста и Мефистофеля.
// Четыре панно масляными красками, исполненные для того же дома А.В. Морозова во Введенском пер. в Москве. Из них «Полёт Фауста и Мефистофеля» находится ныне в собрании С.А. Бахрушина //
– Превосходный эскиз этого последнего панно сохранился в копии В.Д. Замирайло. Местонахождение самого оригинала Врубеля неизвестно.
– Муза. (Собрание Ф.О. Шехтеля в Москве).
– Скульптурная группа «Роберт и Бертрам». Бронза. (Исполнена для лестницы дома С.Т. Морозова на Спиридоновке в Москве, принадлежащим ныне М.П. Рябушинскому, где она находится до сих пор.
1897 г.
– Декоративные панно. (Собрание кн. М.К. Тенишевой в Талашкино, Смоленск. губ.)
– День. Огромное панно. (Уничтожено художником).
– Утро.
– Полдень.
– Вечер.
// Три панно, исполненные для дома С.Т. Морозова, ныне М.П. Рябушинского. Масло. Панно до сих пор находятся в первоначальных местах //
– Портрет С.И. Мамонтова. Масло. (Собрание М.П. Рябушинского в Москве).
– Портрет К.Д. Арцыбушева. Масло. (Собрание Ю.К. Арцыбушева в Москве).
– Портрет М.И. Арцыбушевой. Масло. Неоконченный. (Собрание Ю.К. Арцыбушева в Москве).
– Морская царевна. Масло. (Музей Имп. Александра ІІІ).
– Прощание Царя Морского с царевной Волховой. Масло. (Собрание И.С. Остроухова в Москве).
– Обложка программы для оперы «Орфей». Литография. На фоне цвета охры оконтуренная чёрным белая фигура Орфея, спускающегося навстречу Церберу. (Собрание С.С. Голоушева в Москве).
1898 г.
– Танцовщица Отеро. Пастель в натуральную величину. В 1898 г. она стояла в мастерской С.И. Мамонтова, позже её видели на полу, залитой белилами при забелке потолка. В настоящее время находится у В.И. Чекато в Москве. Она сильно переписана – или, вернее, «окончена и исправлена» – чьей-то неумелой рукой.
– Женщина среди цветов. Акварель. (Собств. П.Н. Ге в С. Петербурге).
– Ловля рыбы. Масло. Картина находилась в той же мастерской и, вероятно, на ней позже написана другая картина.
– Портрет жены художника. Масло. (Собств. Н.И. Врубель в С. Петербурге).
– Садко. Масло. (Собств. Н.И. Врубель в С. Петербурге).
– Снегурочка. Эскиз для декоративного панно. Акварель. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).
– Царь Салтан. Эскиз для декоративного панно. Акварель. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).
// Эти два эскиза были сделаны для панно, которые художник должен был писать для дома И.А. Морозова. Панно исполнены не были //
– Богатырь. Масло. (Собств. Е.М. Терещенко в С. Петербурге).
– Плафон и занавес Солодовниковского театра в Москве. (Сгорели во время пожара в театре).
– Сцена на Ponte della Pagia [соломенный мост] в Венеции. Акварель. (Собрание И.С. Остроухова в Москве).
1899 г.
– Валькирия. (Портрет кн. М.К. Тенишевой). Масло. (Собств. Н.И. Врубель в С. Петербурге). Летом 1899 г., во время пребывания художника в имении кн. М.К. Тенишевой, Талашкино, им исполнена серия эскизов и набросков декоративного характера. Так, здесь набросаны рисунки для головных украшений (заколки-гребешки) и здесь же расписано художником несколько балалаек.
– Пан. (Третьяковская галерея).
– Демон (неоконченный). Масло. (Собрание М.П. Рябушинского в Москве).
– Пророк. (Собрание И.А. Морозова в Москве).
– Заставка для журнала «Мир Искусства».
– Философия или София. (Собрание И.А. Морозова в Москве).
Скульптуры для майолики:
– Садко.
– Царь морской.
– Волхова.
– Снегурочка.
– Купава.
– Лель.
– Голова львицы.
– Голова египтянки.
// Все эти работы исполнены зимой 1899-1900 г. для майоликового завода в Абрамцево. Первые экземпляры обожжены под наблюдением самого мастера и превосходны по раскраске (Гельсингфорский музей). К сожалению, последующие экземпляры раскрашивались как попало и очень часто в прямой ущерб красоте пластической формы. В течение этой зимы художником исполнен целый ряд рисунков и для других майоликовых работ Абрамцевской мастерской: для нескольких печей, для каминов и т.п. Все эти произведения, как выполненные в майолике, так и эскизы для них, разошлись по разным рукам //
1900 г.
– Сирень. масло (Собрание И.С. Остроухова в Москве).
– К ночи. (Третьяковская галерея).
– Проект выставочного павильона для всемирной выставки в Париже 1900 г.
– Царевна Лебедь. Масло. (Собрание М.К. Морозовой в Москве).
– Небольшой эскиз, являющийся одной из первых мыслей картины, есть в собрании И.И. Трояновского.
– 33 богатыря. Акварель. (Собрание В.О. Гиршмана в Москве).
– 33 богатыря. Вариант предыдущей. Акварель. (Собрание В.О. Гиршмана в Москве).
– 33 богатыря. Неоконченная картина. (Собств. Н.И. Врубель в С. Петербурге).
– Декорации к «Царю Салтану», «Тангейзеру», «Асе», «Чародейке», «Пиковой даме» и др.
// В собрании И.И. Трояновского в Москве есть один эскиз к «Царю Салтану» (Волшебный город), один – к «Чародейке» (Слободка на Волге), и два к «Пиковой даме» (Летний сад и Зимняя канавка). Все эскизы акварельные //
– Архитектурный проект. (Собств. С.П. Яремича в С. Петербурге).
– Игра наяд. Акварель. (Третьяковская галерея).
– Тритон и Нереиды. Эскиз. Масло. Неоконченная. (Была на выставке «Союза Русских Художников в Москве в декабре 1910 г.)
– Тритон и Нереиды. Акварель. Неоконченная. (Собрание И.И. Трояновского в Москве).
– Стоящий Демон. Карандаш. (Собрание В.Н. и Б.И Ханенко в Киеве).
1901 г.
– Сирень (неоконченная). Масло. (Собрание И.А. Морозова в Москве).
– Сирень. Эскиз-вариант предыдущей картины. Как и в первой, здесь намечена фигура Пушкинской Татьяны. (Собств. В.Д. Замирайло).
– Лебедь. (Третьяковская галерея).
– Демон. Предпоследний вариант (Сохранился только в фотографическом снимке).
– Демон. Акварельный эскиз, близкий к предыдущей картине. (Собрание кн. А.С. Щербатова в Москве).
– Этюд для Демона. Карандаш и акварель. (Третьяковская галерея).
– Раутенделейн. Масло. (Собрание П.П. Барышникова в С. Петербурге).
– Разбившийся Демон. Карандаш-перо-акварель. Демон лежит среди груды камней, сжимая в левой руке меч. (Собрание А.Г. Голикова в Москве).
– Разбившийся Демон. Карандаш. (Собрание В.Н. и Б.И Ханенко в Киеве).
– Пасхальные голоса. Масло. Ангелы пролетают между берёзами, из-за которых виднеется церковь. Внизу снег. (Картина уничтожена художником).
1902 г.
– К этому году относится ряд графических работ художника: Афиша выставки «36», марка для той же выставки, марка для архитектурной выставки, организованной И.А. Фоминым в Москве и др.
– Демон. (Третьяковская галерея).
– Портрет сына художника. Акварель. (Собств. Н.И. Врубель).
1903 г.
– Крымский пейзаж. Неоконченная картина. Масло. (Собрание М.П. Рябушинского в Москве).
1904 г.
– Ангел с кинжалом. (Собств. Н.И. Врубель).
– Нагая женщина. Акварельный эскиз. (Собрание И.А. Морозова в Москве).
– Стрекоза. Акварель. (Собрание П.П. Барышникова в С. Петербурге).
– Марка для Архитектурного Общества. Инициатор выставки архитектуры и художественной промышленности в Москве зимою 1902 г. И.А. Фомин думал в то время об основании Художественно-архитектурного Общества и обратился к Врубелю с просьбой нарисовать для общества марку. Осуществить этой идеи тогда не удалось, и сделанная марка-пантера была пущена в ход для надобности выставки, при чём ненужные большие буквы были убраны, а сама пантера значительно изменена.
– Портрет жены художника на фоне берёзовой рощи. (Собств. Н.И. Врубель).
– Морская царевна. (Собрание В.А. Теляковского в С. Петербурге).
– Ряд автопортретов. (Один находится в собрании М.П. Рябушинского, другой – в Третьяковской галереи, третий – у Н.И. Врубель).
– Раковина. Акварель. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).
– Пророк. Эскиз. Карандаш и акварель.
– Серафим. Эскиз. Карандаш и акварель. Был воспроизведён в «Золотом Руне».
– Голова пророка. Карандаш. В этом году художник, находясь в лечебнице доктора Усольцева в Петровском парке в Москве, сделал множество рисунков с натуры: портреты доктора Усольцева и больничного персонала, различных посетителей, а также набрасывал всевозможные сцены и наблюдения из окон. Все эти рисунки, наброски и пометки рассеяны ныне по разным рукам. Часть их была воспроизведена в «Золотом Руне». В общем они, однако, мало прибавляют нового к характеристике творчества Врубеля.
1905 г.
– Кампанулы. Акварель. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).
– Портрет доктора Усольцева.
– Иоанн Креститель. Подкрашенный акварелью рисунок.
– Емаусские путники. Акварель.
– Херувим. Акварель
– Автопортрет. Рисунок, слегка подсвеченный пастелью на фоне комнаты: в левом углу перламутровая раковина.
– Портрет жены художника у камина. Пастель.
// Все пять работ – собств. Н.И. Врубель //
– Портрет В.Я. Брюсова. (Собрание М.П. Рябушинского в Москве).
– Видение пророка Иезекииля. Последняя работа. (Собств. Н.И. Врубель).
Само собой разумеется, что настоящий список не может претендовать на безусловную полноту: помимо намеренных пропусков, относящихся к незначительным рисункам, наброскам или этюдам, в нём найдётся немало и пропусков невольных. Пополнить список в той мере, в какой это заслуживает огромная фигура Врубеля, сейчас едва ли возможно, ибо мастер нам слишком ещё близок. Подобные списки пополняются лишь медленно, по мере того, как понимание значительности художника растёт и в широких кругах.