Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Список произведений Врубеля

Игорь Грабарь

С пояснительными к ним примечаниями

Около 1877 г.

– Художник с одним из своих университетских товарищей. Рисунок пером. (Собств. А.А. Врубель).

– Маргарита. Рисунок пером. (Собств. С.П. Яремича в С. Петербурге).

1882 г.

– Введение в храм. Акварель. (Музей Академии Художеств).

– Античный мотив. Акварель.

– Автопортрет. Акварель.

– Женский портрет. Акварель.

– Портрет студента. Акварель.

// Все четыре работы – Собств. Н.И. Врубель //

1883 г.

– Пирующие римляне. Акварель. (Музей Академии Художеств).

– Автопортрет. Акварель. (Собств. Н.И. Врубель).

– Портрет г-жи Кнорре. Акварель. (Собрание А.В. Прахова в Киеве).

– Натурщица. Акварель. (Собрание И.Н. Терещенко в Киеве).

– За кружкой пива. Акварель. (Собств. С. Толочинова в Киеве).

1884 г.

– Благовещение. Акварель и масло. (Собрание В.С. Кульженко в Киеве). Композиция в византийском стиле, исполненная в виде испытания перед началом работ в Кирилловской церкви в Киеве.

Произведения, исполненные в Кирилловской церкви:

– Сошествие Св. Духа – на коробовом своде хор.

– Два ангела с лабарами – в крестильне на хорах.

– Христос – в полукруге над входом в крестильню.

– Голова пророка Моисея – под Сошествием Св. Духа

– Голова царя Соломона – между окон на хорах.

– Вход Господень в Иерусалим – часть композиции, изображающая группу апостолов.

– Надгробный плач – в аркосолии паперти.

– Картон для Богоматери в иконостасе Кирилловской церкви. (Собрание кн. С.А. Щербатова).

– К 1884 г. относится небольшой альбом с целым рядом карандашных набросков. Н.И Мурашко, которому принадлежал альбом, раздарил значительную часть листков друзьям и знакомым. В настоящее время альбом принадлежит г-же Мурашко в Киеве. В альбоме ещё осталось среди мало законченных набросков два необыкновенно экспрессивных этюда для голов апостолов к Сошествию Св. Духа.

– Карандашный этюд для головы Богоматери (Собств. Е.А. Праховой в Киеве).

– Другой этюд для той же головы. Карандаш. (Собств. Е.А. Праховой в Киеве).

– Е. А. Праховой принадлежит целый ряд акварелей и рисунков Врубеля – это этюды цветов, тканей, портреты, пейзажи и пр. Около 60 листов всего и, большею частью, превосходного качества. Исполнены эти работы в 1884 и 1885 г.

1885 г.

– Демон. Масло. (Уничтожено художником). По словам Н.К. Пимоненко, Демон был в сидячем положении, со сложенными на коленях руками и по типу очень близко походил на скульптурного Демона в собрании А.Н. Боткиной.

– Женский портрет с зелёной лампой. Акварель. (Собств. Е.А. Праховой в Киеве).

Четыре образа в иконостасе Кирилловской церкви:

– Христос. Масло.

– Богоматерь с младенцем. Масло.

– Св. Кирилл. Масло.

– Св. Афанасий. Масло.

1886 г.

– Набросок портрета. Перо. (Собств. Г. Трифановского в Киеве).

– Восточная сказка. Акварель. (Собрание В.Н. и Б.И Ханенко в Киеве).

– Мужской портрет в старинном костюме. Неоконченная акварель, написанная на задней стороне предыдущей работы.

– Девочка на фоне персидского ковра. Масло. (Собрание И.Н. Терещенко в Киеве). Девочка изображает портрет дочери владельца ссудной кассы в Киеве – г. Дахновича. Н.К. Пимоненко рассказывал, что Врубель этот портрет очень часто называл «Княжна Мери».

– Проект росписи купола. Акварель. (Собрание А.И. Боткиной в С. Петербурге).

– Портрет художника Ап. М. Васнецова. Карандаш. (Собрание И.С. Остроухова в Москве).

– Портрет художника Н.К. Пимоненко. Карандаш. (Собств. Н.К. Пимоненко в Киеве).

– Семья Я.В. Тарновского за карточным столом. Карандаш. (Собств. А.В. Палибина в Киеве).

1887 г.

Эскизы для Владимирского собора

– Надгробный плач. Триптих с фигурами Спасителя и Богоматери посредине и с двумя фигурами в каждой из боковых частей. Акварель. (Киевский Художественно-Промышленный музей).

– Надгробный плач. Вариант с пейзажным фоном. Акварель. Там же.

– Надгробный плач. Второй вариант с фигурой Богоматери на первом плане. Акварель. Там же.

– Надгробный плач. Третий вариант с фигурой Богоматери на втором плане. Акварель. Там же.

– Воскресение. Триптих с спящими воинами внизу. Акварель. Там же.

– Воскресение. Фрагмент варианта того же эскиза. Верхняя часть отрезана и остались лишь фигуры сидящих воинов. Головы Христа и обоих ангелов не достаёт. Акварель. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).

– Воскресение. Вариант без спящих воинов. Акварель. (Киевский Художественно-Промышленный музей).

– Сошествие Св. Духа. Рисунок карандашом. Там же.

– Ангел с кадилом и со свечой. Акварель. Там же. Существует копия с ангела (собств. В.В. Переплётчикова в Москве), в совершенстве передающая манеру Врубеля, исполненная В.Д. Замирайло. На копии написано рукой Врубеля – «Врубель-Замирайло». История этой подписи такова: однажды Врубель зашёл к Замирайло (это было в Москве в середине 90-х годов) и, увидев своего Ангела, спросил, предполагая, что это оригинал, – «откуда это у вас?» А когда узнал, что это копия, пришёл в восхищение, взял перо и подписал свою фамилию и фамилию Замирайло.

1888 г.

– Гамлет и Офелия. Масло. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).

– Муза. Масло. (Собрание А.В. Прахова в Киеве).

– Богоматерь (Оранта). Масло. (Собрание А.В. Прахова в Киеве).

– Христос в Гефсиманском саду. Уголь. (Собств. Архитектора И.С. Кузнецова в Москве).

– Орнаментальный мотив с ангелами, для Владимирского собора. Акварель. (Собств. В.Д. Замирайло в Москве).

– Орнаментальный мотив с павлинами, для Владимирского собора. Акварель. (Собств. доктора Станиславского в Киеве).

1888-1889 гг.

– Орнаменты в боковых наосах Владимирского собора.

1889 г.

– Театр. Акварель. (Собств. С.С. Мамонтова в Москве).

– Автопортрет. Акварель. (Собств. Н.И. Врубель в С. Петербурге).

– Восточный танец. Акварель. (Собств. Г.И. Квятковского).

– Эскиз для постановки пьесы «Саул». Пьеса написана С.И. и С.С. Мамонтовыми и была поставлена на частной сцене С.И. Мамонтова 6 января 1890 г. Декорации всех четырёх актов написаны были Врубелем, по его же эскизам, а рисунки для костюмов сделала Е.Д. Поленова. Подробнее см. в обильно иллюстрированном издании С.И. Мамонтова «Хроника нашего художественного кружка», Москва, 1894.

1890 г.

– Сидящий Демон. (Собрание В.О. Гиршмана в Москве).

– Иллюстрации к Лермонтову. Рисунки тушью. Лучшие из рисунков этой замечательной серии, принадлежавшей покойному П.П. Кончаловскому и ныне разрозненной, находятся сейчас в собрании И.А. Морозова, а именно: «Демон и Тамара», «Голова Демона», «Демон у монастыря», «Несётся конь быстрее лани», «Тамара в гробу» и «Дуэль Печорина с Грушницким». Превосходные рисунки находятся также в собрании Е.П. Ясеновской в Петербурге. Особенно хороши «Танец» и «Голова Тамары». Один рисунок из той же серии есть в собрании М.К. Морозовой – «Демон и Тамара». В том же собрании есть ещё рисунок, относящийся к «Лермонтовской» эпопее мастера и изображающий Лермонтова среди друзей. Рисунки на Лермонтовскую тему есть и в собрании М.П. Рябушинского в Москве. 7 рисунков находятся в собрании В.О. Гиршмана в Москве: «Герой нашего времени», два варианта «Измаила бея» и четыре варианта «Демона».

– Демон. Скульптура. (Собрание А.П. Боткиной в С. Петербурге).

– Падший Демон. Акварель. (Собрание И.С. Остроухова в Москве).

– Набросок Демона. Уголь. (Собств. С.С. Мамонтова в Москве).

1891 г.

– Хождение по водам. Акварель. (Третьяковская галерея).

– Эскиз для театрального занавеса. Акварель. (Третьяковская галерея). Кроме этого эскиза, довольно близко напоминающий знаменитый занавес Врубеля в Солодовниковском театре, погибший во время пожара, существуют ещё несколько вариантов-подходов к теме, сильно занимавшей художника.

– Эскиз для театрального занавеса. Очень сложная и законченная акварель с античными фигурами на фоне моря. (Собрание И.И. Трояновского, вариант её – в собрании В.О. Гиршмана).

– Эскиз для театрального занавеса. Акварель. (Собрание В.П. Шкаффера в Москве).

– Проект дома на Спасской Садовой.

– Львы. Майолика в воротах того же дома.

1892-1893 гг.

– Эскиз декорации для постановки комедии «Виндзорские кумушки». Акварель. (Собрание И.И. Трояновского в Москве). Этот эскиз сделан художником в Риме для предполагавшейся, но несостоявшейся постановки этой пьесы на частной сцене С.И. Мамонтова.

– Суд Париса. Масло. (Собрание М.К. Морозовой в Москве).

– Венеция. (Музей Имп. Александра ІІІ).

1894 г.

– Экран для камина. Масло. (Собств. А.С. Мамонтовой в Абрамцево).

– Эскиз экрана для камина. Акварель. Вариант на тему «Царевна Лебедь» (Собрание А.Г. Голикова в Москве).

– Испания. Масло.

– Декорация и постановка живой картины «Отелло» в доме С.И. Мамонтова.

– Завтрак на воздухе. Масло. (Собрание И.И. Трояновского в Москве). Небольшой мастерски набросанный этюд, изображающий кружок друзей художника – семью П.М. Третьякова, С.С. Мамонтова и семью маркиза де Пассано, среди деревьев на вилле маркиза де Пассано, около Генуи.

– К этому году относятся довольно большие серии блестящих этюдов-миниатюр, писаных маслом на дощечках, во время путешествия мастера в Париж, по Средиземному морю и в Афины.

– В собрании И.И. Трояновского есть ещё четыре этюда из этой серии: «Nervi» [Нерви], «Восхождение на Везувий», «Акрополь» и «Дорога среди кактусов».

– В собрании И.С. Остроухова есть также два этюда: Porto Fino [Портофино] и Еlbо [Елбо], – две прелестные марины. Несколько дальнейших этюдов есть в собрании В.В. фон Мекка и кн. С.А. Щербатова.

– Женский портрет в красном. Акварель. (Собрание Н.В. Мещерина в Москве).

– Спящий человек. Карандаш. Портретный набросок с С.С. Мамонтова, которому рисунок и принадлежит.

– Портрет С.С. Мамонтова. Карандаш. Неоконченный рисунок. (Собств. С.С. Мамонтова в Москве).

– Болотные огни. Масло. (Собств. С.С. Мамонтова в Москве).

1895 г.

– Декорации для оперы «Гензель и Гретель».

– Гензель и Гретель. Акварель. Портреты Т.С. Любатович и Н.И. Врубель. (Собрание А.Г. Голикова в Москве). Для оперы С.И Мамонтова художник сделал множество костюмных рисунков, большею частью, к сожалению, погибших. Шесть из них, сделанных акварелью, сохранились в собрании режиссёра Московского Большого театра В.П. Шкаффера. Костюмный рисунок «Царевич Гвидон», исполненный акварелью с золотом, есть у В.А. Поповой в Москве.

– Ромео и Юлия. Эскиз для цветных стекол. Акварель. (Собрание Ф.О. Шехтеля в Москве).

– Рыцарь. Эскиз для цветных стекол. Акварель. (Собрание Ф.О. Шехтеля в Москве).

– Гадалка. Масло. (Третьяковская галерея).

– Микула Селянинович. Эскиз для панно. Акварель. (Собрание В.В. фон Мекка в Москве).

– Микула Селянинович. Эскиз для панно, вариант. Акварель.

1896 г.

– Микула Селянинович. Панно. Масло. (Собрание М.П. Рябушинского в Москве).

– Микула Селянинович. Картон для панно. Акварель.

– Принцесса Грёза. Панно. Масло. (Собств. С.И. Мамонтова в Москве).

– Принцесса Грёза. Картон для панно. Акварель.

– Фауст и Маргарита в саду. Масло. (Большие панно, исполненные для дома А.В. Морозова. Ныне в собрании М.К. Морозовой в Москве).

– Фауст.

– Маргарита.

– Мефистофель и юноша.

– Полёт Фауста и Мефистофеля.

// Четыре панно масляными красками, исполненные для того же дома А.В. Морозова во Введенском пер. в Москве. Из них «Полёт Фауста и Мефистофеля» находится ныне в собрании С.А. Бахрушина //

– Превосходный эскиз этого последнего панно сохранился в копии В.Д. Замирайло. Местонахождение самого оригинала Врубеля неизвестно.

– Муза. (Собрание Ф.О. Шехтеля в Москве).

– Скульптурная группа «Роберт и Бертрам». Бронза. (Исполнена для лестницы дома С.Т. Морозова на Спиридоновке в Москве, принадлежащим ныне М.П. Рябушинскому, где она находится до сих пор.

1897 г.

– Декоративные панно. (Собрание кн. М.К. Тенишевой в Талашкино, Смоленск. губ.)

– День. Огромное панно. (Уничтожено художником).

– Утро.

– Полдень.

– Вечер.

// Три панно, исполненные для дома С.Т. Морозова, ныне М.П. Рябушинского. Масло. Панно до сих пор находятся в первоначальных местах //

– Портрет С.И. Мамонтова. Масло. (Собрание М.П. Рябушинского в Москве).

– Портрет К.Д. Арцыбушева. Масло. (Собрание Ю.К. Арцыбушева в Москве).

– Портрет М.И. Арцыбушевой. Масло. Неоконченный. (Собрание Ю.К. Арцыбушева в Москве).

– Морская царевна. Масло. (Музей Имп. Александра ІІІ).

– Прощание Царя Морского с царевной Волховой. Масло. (Собрание И.С. Остроухова в Москве).

– Обложка программы для оперы «Орфей». Литография. На фоне цвета охры оконтуренная чёрным белая фигура Орфея, спускающегося навстречу Церберу. (Собрание С.С. Голоушева в Москве).

1898 г.

– Танцовщица Отеро. Пастель в натуральную величину. В 1898 г. она стояла в мастерской С.И. Мамонтова, позже её видели на полу, залитой белилами при забелке потолка. В настоящее время находится у В.И. Чекато в Москве. Она сильно переписана – или, вернее, «окончена и исправлена» – чьей-то неумелой рукой.

– Женщина среди цветов. Акварель. (Собств. П.Н. Ге в С. Петербурге).

– Ловля рыбы. Масло. Картина находилась в той же мастерской и, вероятно, на ней позже написана другая картина.

– Портрет жены художника. Масло. (Собств. Н.И. Врубель в С. Петербурге).

– Садко. Масло. (Собств. Н.И. Врубель в С. Петербурге).

– Снегурочка. Эскиз для декоративного панно. Акварель. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).

– Царь Салтан. Эскиз для декоративного панно. Акварель. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).

// Эти два эскиза были сделаны для панно, которые художник должен был писать для дома И.А. Морозова. Панно исполнены не были //

– Богатырь. Масло. (Собств. Е.М. Терещенко в С. Петербурге).

– Плафон и занавес Солодовниковского театра в Москве. (Сгорели во время пожара в театре).

– Сцена на Ponte della Pagia [соломенный мост] в Венеции. Акварель. (Собрание И.С. Остроухова в Москве).

1899 г.

– Валькирия. (Портрет кн. М.К. Тенишевой). Масло. (Собств. Н.И. Врубель в С. Петербурге). Летом 1899 г., во время пребывания художника в имении кн. М.К. Тенишевой, Талашкино, им исполнена серия эскизов и набросков декоративного характера. Так, здесь набросаны рисунки для головных украшений (заколки-гребешки) и здесь же расписано художником несколько балалаек.

– Пан. (Третьяковская галерея).

– Демон (неоконченный). Масло. (Собрание М.П. Рябушинского в Москве).

– Пророк. (Собрание И.А. Морозова в Москве).

– Заставка для журнала «Мир Искусства».

– Философия или София. (Собрание И.А. Морозова в Москве).

Скульптуры для майолики:

– Садко.

– Царь морской.

– Волхова.

– Снегурочка.

– Купава.

– Лель.

– Голова львицы.

– Голова египтянки.

// Все эти работы исполнены зимой 1899-1900 г. для майоликового завода в Абрамцево. Первые экземпляры обожжены под наблюдением самого мастера и превосходны по раскраске (Гельсингфорский музей). К сожалению, последующие экземпляры раскрашивались как попало и очень часто в прямой ущерб красоте пластической формы. В течение этой зимы художником исполнен целый ряд рисунков и для других майоликовых работ Абрамцевской мастерской: для нескольких печей, для каминов и т.п. Все эти произведения, как выполненные в майолике, так и эскизы для них, разошлись по разным рукам //

1900 г.

– Сирень. масло (Собрание И.С. Остроухова в Москве).

– К ночи. (Третьяковская галерея).

– Проект выставочного павильона для всемирной выставки в Париже 1900 г.

– Царевна Лебедь. Масло. (Собрание М.К. Морозовой в Москве).

– Небольшой эскиз, являющийся одной из первых мыслей картины, есть в собрании И.И. Трояновского.

– 33 богатыря. Акварель. (Собрание В.О. Гиршмана в Москве).

– 33 богатыря. Вариант предыдущей. Акварель. (Собрание В.О. Гиршмана в Москве).

– 33 богатыря. Неоконченная картина. (Собств. Н.И. Врубель в С. Петербурге).

– Декорации к «Царю Салтану», «Тангейзеру», «Асе», «Чародейке», «Пиковой даме» и др.

// В собрании И.И. Трояновского в Москве есть один эскиз к «Царю Салтану» (Волшебный город), один – к «Чародейке» (Слободка на Волге), и два к «Пиковой даме» (Летний сад и Зимняя канавка). Все эскизы акварельные //

– Архитектурный проект. (Собств. С.П. Яремича в С. Петербурге).

– Игра наяд. Акварель. (Третьяковская галерея).

– Тритон и Нереиды. Эскиз. Масло. Неоконченная. (Была на выставке «Союза Русских Художников в Москве в декабре 1910 г.)

– Тритон и Нереиды. Акварель. Неоконченная. (Собрание И.И. Трояновского в Москве).

– Стоящий Демон. Карандаш. (Собрание В.Н. и Б.И Ханенко в Киеве).

1901 г.

– Сирень (неоконченная). Масло. (Собрание И.А. Морозова в Москве).

– Сирень. Эскиз-вариант предыдущей картины. Как и в первой, здесь намечена фигура Пушкинской Татьяны. (Собств. В.Д. Замирайло).

– Лебедь. (Третьяковская галерея).

– Демон. Предпоследний вариант (Сохранился только в фотографическом снимке).

– Демон. Акварельный эскиз, близкий к предыдущей картине. (Собрание кн. А.С. Щербатова в Москве).

– Этюд для Демона. Карандаш и акварель. (Третьяковская галерея).

– Раутенделейн. Масло. (Собрание П.П. Барышникова в С. Петербурге).

– Разбившийся Демон. Карандаш-перо-акварель. Демон лежит среди груды камней, сжимая в левой руке меч. (Собрание А.Г. Голикова в Москве).

– Разбившийся Демон. Карандаш. (Собрание В.Н. и Б.И Ханенко в Киеве).

– Пасхальные голоса. Масло. Ангелы пролетают между берёзами, из-за которых виднеется церковь. Внизу снег. (Картина уничтожена художником).

1902 г.

– К этому году относится ряд графических работ художника: Афиша выставки «36», марка для той же выставки, марка для архитектурной выставки, организованной И.А. Фоминым в Москве и др.

– Демон. (Третьяковская галерея).

– Портрет сына художника. Акварель. (Собств. Н.И. Врубель).

1903 г.

– Крымский пейзаж. Неоконченная картина. Масло. (Собрание М.П. Рябушинского в Москве).

1904 г.

– Ангел с кинжалом. (Собств. Н.И. Врубель).

– Нагая женщина. Акварельный эскиз. (Собрание И.А. Морозова в Москве).

– Стрекоза. Акварель. (Собрание П.П. Барышникова в С. Петербурге).

– Марка для Архитектурного Общества. Инициатор выставки архитектуры и художественной промышленности в Москве зимою 1902 г. И.А. Фомин думал в то время об основании Художественно-архитектурного Общества и обратился к Врубелю с просьбой нарисовать для общества марку. Осуществить этой идеи тогда не удалось, и сделанная марка-пантера была пущена в ход для надобности выставки, при чём ненужные большие буквы были убраны, а сама пантера значительно изменена.

– Портрет жены художника на фоне берёзовой рощи. (Собств. Н.И. Врубель).

– Морская царевна. (Собрание В.А. Теляковского в С. Петербурге).

– Ряд автопортретов. (Один находится в собрании М.П. Рябушинского, другой – в Третьяковской галереи, третий – у Н.И. Врубель).

– Раковина. Акварель. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).

– Пророк. Эскиз. Карандаш и акварель.

– Серафим. Эскиз. Карандаш и акварель. Был воспроизведён в «Золотом Руне».

– Голова пророка. Карандаш. В этом году художник, находясь в лечебнице доктора Усольцева в Петровском парке в Москве, сделал множество рисунков с натуры: портреты доктора Усольцева и больничного персонала, различных посетителей, а также набрасывал всевозможные сцены и наблюдения из окон. Все эти рисунки, наброски и пометки рассеяны ныне по разным рукам. Часть их была воспроизведена в «Золотом Руне». В общем они, однако, мало прибавляют нового к характеристике творчества Врубеля.

1905 г.

– Кампанулы. Акварель. (Собрание кн. С.А. Щербатова в Москве).

– Портрет доктора Усольцева.

– Иоанн Креститель. Подкрашенный акварелью рисунок.

– Емаусские путники. Акварель.

– Херувим. Акварель

– Автопортрет. Рисунок, слегка подсвеченный пастелью на фоне комнаты: в левом углу перламутровая раковина.

– Портрет жены художника у камина. Пастель.

// Все пять работ – собств. Н.И. Врубель //

– Портрет В.Я. Брюсова. (Собрание М.П. Рябушинского в Москве).

– Видение пророка Иезекииля. Последняя работа. (Собств. Н.И. Врубель).

Само собой разумеется, что настоящий список не может претендовать на безусловную полноту: помимо намеренных пропусков, относящихся к незначительным рисункам, наброскам или этюдам, в нём найдётся немало и пропусков невольных. Пополнить список в той мере, в какой это заслуживает огромная фигура Врубеля, сейчас едва ли возможно, ибо мастер нам слишком ещё близок. Подобные списки пополняются лишь медленно, по мере того, как понимание значительности художника растёт и в широких кругах.